Имя существительное
Урок русского языка в 5 классе
Тема: «Имя существительное»
Цели урока:
- Систематизировать и обобщить изученное об имени существительном;
- Совершенствовать навыки учащихся в употреблении существительных в различных падежах;
- Развивать речь учащихся, умение обобщать и развивать связную речь;
- Осуществить привитие чувства дружбы, взаимопомощи.
Оборудование: интерактивная доска, слайды.
Лексическая тема: «Фольклор».
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие, а именно, с страну Сказок. В этой стране мы еще встретимся со сказочными героями. Перед нами волшебный лес, где свершаются разные чудеса. Посмотрите, здесь три тропинки.
Показ слайда «Дорога с тремя тропинками».
Учащиеся должны выбрать тропинку.
Если мы налево пойдем, победу над злыми силами одержим, но друзей потеряем. Если пойдем направо, клад найдем, но домой не вернемся. Если прямо пойдем, знания приобретем, но трудности преодолеть придется.
Ребята решите, по какой тропинке идти, обоснуйте свой выбор. Но имейте в виду, что мы можем только вместе. Помните пословицу: «Дерево держится корнями, а человек друзьями».
Учащиеся выбирают дорогу прямо потому, что хотят получить прочные знания, не хотят потерять друзей, т. к. дружба - главное в их жизни, хотят вернуться домой, потому что любят своих родных и школу.
А какие нам сегодня придется преодолеть трудности? Внимательно посмотрите на волшебное зеркало, которое будет сопровождать вас в путешествии по сказке.
Вам в пути поможет дружба, ведь друзья познаются в беде. Желаю вам счастливого пути!
III. «Мозговой штурм»
Показ слайда «встреча с Иваном - царевичем».
Ребята, ответьте, кто перед вами? Из какой сказки наш сказочный герой? Какой это герой, положительный или отрицательный? Вам необходимо ответить на вопросы, предлагаемые Иваном - царевичем, чтобы продолжить наше путешествие.
1. Что такое фольклор? Устное народное творчество.
2. Какие бывают сказки? Волшебные, бытовые, сказки о животных.
3. Что такое пословица? Краткое мудрое изречение.
4. Кто в казахских сказках защищает бедняков и высмеивает баев? Алдар Косе.
5. Что всегда в сказках побеждает? Добро.
Хорошо, ребята, с первым испытанием справились.
IV. Выборочный диктант
Показ слайда «Встреча с Еленой Прекрасной».
Задание: ответить на загадки, перевести на казахский язык, к ответам определить род и число.
1) В школьной сумке я лежу, как ты учишься, скажу. Дневник - күнделік. Мужского рода, единственного числа.
2) Пока на полочке лежит, молчит мой верный друг. Но если посмотреть в него, заговорит он вдруг. Книга – кітап. Женского рода. Женского рода, единственного числа.
3) Белый, а не снег. Сладкий, а не мед. Сахар - қант. Мужского рода, единственного числа.
4) Жидкое, как вода, белое, как снег: все дети любят. Молоко - cүт. Среднего рода, единственного числа.
5) То в клетку, то в линейку. Написать по ним сумей - ка, можешь ты и нарисовать, называюсь я …Тетрадь - дәптер. Женского рода, единственного числа.
V. Распределительное списывание
Показ слайда «Встреча с серым волком».
Наш сказочный персонаж очень огорчен, ему необходимо преодолеть злую силу, он преодолеет лишь в том случае, если сразу пройдет три испытания. Давайте поможем Серосу волку.
Задания даются на карточках.
Карточка 1. Распределите в две колонки одушевленные и неодушевленные существительные.
Сосна, снег, человек, книга, бабушка, тетрадь, небо, журнал, парта, озеро, мама, лошадь, сказка, автобус, спортсмен, ворона, поле, лес.
Карточка 2. От данных существительных единственного числа образуйте существительные множественного числа.
Книга -... малыш -...
Роща -... дело -...
Куст -... собака -...
Урок -... тетрадь -...
Карточка 3. Распределите в две колонки собственные и нарицательные существительные.
А(а) стана, Р(р) ека, Г(г) ород, З(з) апад, К(к) азахстан, П(п) амир, Р(р) екс, Р(р) ассказ, П(п) амятник, М(м) арина, С(с) тепь, С(с) улейменов, Р(р) ебята.
Молодцы, ребята, вцы хорошо справились с этими заданиями. Но не расслабляйтесь, впереди еще много исспытаний.
VI. Распределительный диктант
Показ слайда «Встреча с Алдаром Косе».
Ребята, скажите, в каких сказках встречается этот герой? Почему он всегда обманывает богатых? Кому он помогает? Если вы поможете ему в этом задании, то он сможет определить, в какой из этих юрт находится хитрый бай.
Задание: распределить по юртам существительные мужского, женского и среднего рода.
Степь, поле, друг, дружба, север, село, мяч, ромашка, яблоко, настроение, гараж, карандаш, рука, книга, лес, тропинка, роза, ветер, задача.
VII. Показ слайда «встреча с Аленушкой».
А вот еще одна героиня, Аленушка, из сказки «СестрицаАаленушка и братец Иванушка». Аленушка потеряла своего братца и не может его найти, она этим очень огорчена, ведь Баба - яга не дремлет, она схватит Иванушку и съест его. Но предотвратим, потому что поможем нашей героине.
«Ромашка с заданиями на лепестках»
Задание: вставить с лепестки цветка нужные слова: все слова, которые относятся к существительному. Учащиеся должны правильно подобрать лепестки.
Дружба, хитрый, налево, играть, идти, слово, пословица, встречает, умный, волшебство, волшебный, быстро, лес, герой.
VIII. Склонение имен существительных
Задание: просклонять по падежам существительные: дружба, лес, слово.
IX. Составление кластера
Имя существительное
неодушевленное
множественное число
одушевленное
собственное
нарицательное
мужской
женский
единственное
склонение
X. Тестовые задания
1) Укажите одушевленное существительное:
А. Сказка
В. Корова
С. Ручка
2) Укажите существительное женского рода:
А. Мир
В. Окно
С. Родина
3) Укажите существительное мужского рода:
А. Дорога
В. Учебник
С. Слово
4) Укажите собственное существительное:
А. Ребята
В. Пословица
С. Астана
5) Укажите существительное множественного числа:
А. Книги
В. Путешествие
С. Слово
6) Укажите существительное в творительном падеже:
А. Книгой
В. Книги
С. О книге
7) Укажите имя существительное:
А. Умный
В. Искать
С. Дорога
XI. Подведение итогов
Ребята, мы вернулись из сказочного путешествия. Что помогло вам в пути? Дружба.
Какие пословицы и поговорки о дружбе вы вспомнили?
XII. Заключение урока
XIII. Домашнее задание
Составить рассказ с помощью опорных слов лес, солнце, ёж, ручей, лиса.
Тема: «Имя существительное»
Цели урока:
- Систематизировать и обобщить изученное об имени существительном;
- Совершенствовать навыки учащихся в употреблении существительных в различных падежах;
- Развивать речь учащихся, умение обобщать и развивать связную речь;
- Осуществить привитие чувства дружбы, взаимопомощи.
Оборудование: интерактивная доска, слайды.
Лексическая тема: «Фольклор».
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие, а именно, с страну Сказок. В этой стране мы еще встретимся со сказочными героями. Перед нами волшебный лес, где свершаются разные чудеса. Посмотрите, здесь три тропинки.
Показ слайда «Дорога с тремя тропинками».
Учащиеся должны выбрать тропинку.
Если мы налево пойдем, победу над злыми силами одержим, но друзей потеряем. Если пойдем направо, клад найдем, но домой не вернемся. Если прямо пойдем, знания приобретем, но трудности преодолеть придется.
Ребята решите, по какой тропинке идти, обоснуйте свой выбор. Но имейте в виду, что мы можем только вместе. Помните пословицу: «Дерево держится корнями, а человек друзьями».
Учащиеся выбирают дорогу прямо потому, что хотят получить прочные знания, не хотят потерять друзей, т. к. дружба - главное в их жизни, хотят вернуться домой, потому что любят своих родных и школу.
А какие нам сегодня придется преодолеть трудности? Внимательно посмотрите на волшебное зеркало, которое будет сопровождать вас в путешествии по сказке.
Вам в пути поможет дружба, ведь друзья познаются в беде. Желаю вам счастливого пути!
III. «Мозговой штурм»
Показ слайда «встреча с Иваном - царевичем».
Ребята, ответьте, кто перед вами? Из какой сказки наш сказочный герой? Какой это герой, положительный или отрицательный? Вам необходимо ответить на вопросы, предлагаемые Иваном - царевичем, чтобы продолжить наше путешествие.
1. Что такое фольклор? Устное народное творчество.
2. Какие бывают сказки? Волшебные, бытовые, сказки о животных.
3. Что такое пословица? Краткое мудрое изречение.
4. Кто в казахских сказках защищает бедняков и высмеивает баев? Алдар Косе.
5. Что всегда в сказках побеждает? Добро.
Хорошо, ребята, с первым испытанием справились.
IV. Выборочный диктант
Показ слайда «Встреча с Еленой Прекрасной».
Задание: ответить на загадки, перевести на казахский язык, к ответам определить род и число.
1) В школьной сумке я лежу, как ты учишься, скажу. Дневник - күнделік. Мужского рода, единственного числа.
2) Пока на полочке лежит, молчит мой верный друг. Но если посмотреть в него, заговорит он вдруг. Книга – кітап. Женского рода. Женского рода, единственного числа.
3) Белый, а не снег. Сладкий, а не мед. Сахар - қант. Мужского рода, единственного числа.
4) Жидкое, как вода, белое, как снег: все дети любят. Молоко - cүт. Среднего рода, единственного числа.
5) То в клетку, то в линейку. Написать по ним сумей - ка, можешь ты и нарисовать, называюсь я …Тетрадь - дәптер. Женского рода, единственного числа.
V. Распределительное списывание
Показ слайда «Встреча с серым волком».
Наш сказочный персонаж очень огорчен, ему необходимо преодолеть злую силу, он преодолеет лишь в том случае, если сразу пройдет три испытания. Давайте поможем Серосу волку.
Задания даются на карточках.
Карточка 1. Распределите в две колонки одушевленные и неодушевленные существительные.
Сосна, снег, человек, книга, бабушка, тетрадь, небо, журнал, парта, озеро, мама, лошадь, сказка, автобус, спортсмен, ворона, поле, лес.
Карточка 2. От данных существительных единственного числа образуйте существительные множественного числа.
Книга -... малыш -...
Роща -... дело -...
Куст -... собака -...
Урок -... тетрадь -...
Карточка 3. Распределите в две колонки собственные и нарицательные существительные.
А(а) стана, Р(р) ека, Г(г) ород, З(з) апад, К(к) азахстан, П(п) амир, Р(р) екс, Р(р) ассказ, П(п) амятник, М(м) арина, С(с) тепь, С(с) улейменов, Р(р) ебята.
Молодцы, ребята, вцы хорошо справились с этими заданиями. Но не расслабляйтесь, впереди еще много исспытаний.
VI. Распределительный диктант
Показ слайда «Встреча с Алдаром Косе».
Ребята, скажите, в каких сказках встречается этот герой? Почему он всегда обманывает богатых? Кому он помогает? Если вы поможете ему в этом задании, то он сможет определить, в какой из этих юрт находится хитрый бай.
Задание: распределить по юртам существительные мужского, женского и среднего рода.
Степь, поле, друг, дружба, север, село, мяч, ромашка, яблоко, настроение, гараж, карандаш, рука, книга, лес, тропинка, роза, ветер, задача.
VII. Показ слайда «встреча с Аленушкой».
А вот еще одна героиня, Аленушка, из сказки «СестрицаАаленушка и братец Иванушка». Аленушка потеряла своего братца и не может его найти, она этим очень огорчена, ведь Баба - яга не дремлет, она схватит Иванушку и съест его. Но предотвратим, потому что поможем нашей героине.
«Ромашка с заданиями на лепестках»
Задание: вставить с лепестки цветка нужные слова: все слова, которые относятся к существительному. Учащиеся должны правильно подобрать лепестки.
Дружба, хитрый, налево, играть, идти, слово, пословица, встречает, умный, волшебство, волшебный, быстро, лес, герой.
VIII. Склонение имен существительных
Задание: просклонять по падежам существительные: дружба, лес, слово.
IX. Составление кластера
Имя существительное
неодушевленное
множественное число
одушевленное
собственное
нарицательное
мужской
женский
единственное
склонение
X. Тестовые задания
1) Укажите одушевленное существительное:
А. Сказка
В. Корова
С. Ручка
2) Укажите существительное женского рода:
А. Мир
В. Окно
С. Родина
3) Укажите существительное мужского рода:
А. Дорога
В. Учебник
С. Слово
4) Укажите собственное существительное:
А. Ребята
В. Пословица
С. Астана
5) Укажите существительное множественного числа:
А. Книги
В. Путешествие
С. Слово
6) Укажите существительное в творительном падеже:
А. Книгой
В. Книги
С. О книге
7) Укажите имя существительное:
А. Умный
В. Искать
С. Дорога
XI. Подведение итогов
Ребята, мы вернулись из сказочного путешествия. Что помогло вам в пути? Дружба.
Какие пословицы и поговорки о дружбе вы вспомнили?
XII. Заключение урока
XIII. Домашнее задание
Составить рассказ с помощью опорных слов лес, солнце, ёж, ручей, лиса.
Жаңалықтар
Имя прилагательное
У.А.Измуханова, учитель русского языка и литературы Чиликской СОШ им. Л. Клышева Чингирлауского района Западно - Казахстанской область
Имя прилагательное
Мангистауская область, с. Бейнеу, средняя школа имени Ы. Алтынсарина учительница русского языка и литературы Ережепова Алмагуль Есетмергеновна
Наречие с приставками
Тема урока: Наречие с приставками Проводила: Курбанова Н. Б
Имя существительное как часть речи
СҚО, Шал ақын ауданы, Жаңажол орта мектебінің орыс тілі пәні мұғалімі Сулейменова Сауле Алибековна
Имя существительное
Арипова Гульзат Орынбековна Учитель русского языка и литературы Актюбинская область, Айтекебиский район, с. Жабасак
Глагол
Арипова Гульзат Орынбековна Учитель русского языка и литературы Актюбинская область, Айтекебиский район, с. Жабасак
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.