Человек и природа. Тема волков в произведениях писателей и поэтов
Урок по русской литературе, Класс - 8
Тема: Человек и природа. Тема волков в произведениях писателей и поэтов. (презентация)
Мамин - Сибиряк «Волки», Ч. Т. Айтматов «Волчица Акбара» из «Плахи», О. О. Сулейменов «Волчата», В. М. Песков «Логово».
На доске эпиграф:
«Настало время, когда никто из писателей не должен оставаться в стороне от важнейшей темы века, техническая революция на глазах меняет облик нашей страны. Это закономерно. Но потомки не простят нам. Если мы не тротянем руку природе. Ведь теперь не мы просим милости у неё, а природа просит эту милость у нас». (Максим Зверев)
Цели: Знакомство с творчествами писателей и поэтов, поднимающих тему волков; раскрытие идейных содержании рассказов, раскрытие темы судеб «братьев наших меньших», развитие навыков правильного, осознанного чтения, убедить детей в том, что не все люди видят волков кровожадными, воспитать любовь к природе, вызвать интерес к теме.
Метод: рассказ учителя с элементами беседы, работа с учебником, интерактивные методы работы
Оборудование: выставка различных изданий авторов, которые будут изучаться в восьмом классе, видео - клип о взаимовыручке, картина Бексерикова Даулета «Волчица», стихотворение великого казахского поэта века Суинбая Аронулы «Борили менин байрагым», книга Жун Цзяня «Волчий тотем».
Тип урока: Урок объяснения новой темы
1 - ЭТАП Организационный момент.
1. Слово учителя: Ребята, мы с вами познакомимся с произведениями различных авторов, в которых поднимается тема природы и человека, в частности тема волков.
Для начала предлагаю просмотреть видео - клип о взаимовыручке среди собак.
2 - ЭТАП ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ /осуществляется при помощи видеоклипа/
Взаимовыручка - Видео@Mail. Ru
Взаимовыручка - Видео@Mail. Ru
http://video. mail. ru/mail/asx071/20/19. html
Демонстрация видео - клипа «Самый лучший клип о милосердии и взаимовыручке среди животных».
Итак, ребята, мы просмотрели фильм - настрой на работу над темой «Волки». Хочу сказать, что сюжет данного клипа напоминает рассказ Мамина - Сибиряка «Волки». Известно, что волк - хищное животное семейства псовых.
3 - ЭТАП. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ
1. Параллель в произведениях Ч. Айтматова, Д. Мамина - Сибиряка О. Сулейменова, Мамина - Сибиряка. В. М. Пескова «Логово».
2. Идейное содержание рассказа «Волки».
Из рассказа мы узнаем о бережном отношении человека к природе. Путник с собеседником шли по лесу и увидели волка, который смотрел на них не злобно, а как - то даже испуганно и устало. Внимательно рассмотрев волка, путники убедились, что зубов – то у него нет. Волк то и дело пугливо оглядывался на них. Убедившись в том, что люди его не тронут, побежал прочь. Путники заметили, что он ещё прихрамывает и тяжело передвигает ноги.
Когда вечерело, путники подошли к лесной сторожке. Лесник рассказал, «что есть такой, совсем старый. Давно бы погиб, кабы товарищи не кормили. Старик ведь уж дряхлый, давно помирать пора, а жалеют, кормят. Как - то раз видел, как молодой волк принес сусликов, сам не есть, положив возле старика добычу. Пока волк все не съел, молодой волк, отрывая куски мяса, накормил старого. Вот какими добрыми и заботливыми могут быть волки.» А ведь как ругают люди волков! Какими жестокими и злыми их считают!
Презентация слайда «Волки»
Хочу предложить вашему вниманию стихотворение О. Сулейменова «Волчата».
(Чтение наизусть учителем)
Шел человек,
Шел степью долго - долго.
Куда? Зачем?
Нам это не узнать.
В густой лощине он увидел волка,
Верней – волчицу,
А вернее – мать.
Она лежала в зарослях полыни,
Откинув лапы и оскалив пасть,
Из горла перехваченного плыла
Толчками кровь,
Густая, словно грязь.
Кем? Кем? Волком? Охотничьими псами?
Слепым волчатам это не узнать,
Они, толкаясь и ворча, сосали
Так странно неподатливую мать.
Голодные волчата позабыли,
Как властно пахнет в зарослях укроп,
Они, прижавшись к ранам, пили
Густую, холодеющую кровь.
И вместе с ней вливалась жажда мести,
Кому?
Любому, лишь бы не простить.
И будут мстить,
В отдельности и вместе.
А встретятся - друг другу будут мстить.
А человек пошел своей дорогой.
Куда? Зачем?
Нам это не узнать.
Он был волчатник,
Но волчат не тронул -
Волчат уже
Не защищала мать...
Комментарий учителя:
В основе лежит эпизод: шел человек степью, увидел волчат, которые прижавшись к ранам сосали жадно «так странно неподатливую мать» и это сценка вызвала у него взволнованные вопросы: Кем? Кем? Волком? Охотничьими псами?.
Волчата будут мстить, в отдельности и вместе. А встретятся - «друг другу будут мстить». Нарушено равновесие в природе - баланс природы.
О Сулейменов в своём стихотворении ещё только предупреждает нас о том, что вместе «с густой холодеющей кровью» в волчат вливается жажда мести, а в романе Ч. Айтматова «Плаха» ответное зло уже свершилось. Один из героев романа похитил у Акбары волчат, чтобы продать на базаре, а деньги пропил. Волчица тосковала по своим детенышам, выла по ночам, не зная, куда излить свое материнское тепло. Трагедия волчицы обернулась человеческим горем. Бостон, отец Кенжеша, которую унесла Акбара, в погоне за ней убил нечаянно сына. Это и была великая катастрофа, это и конец света.
А вот как описывает жизнь волков в очерке «Логово» В. М. Песков: «Волки - родители строгие, но любящие. Нарушителям правил жизни они могут устроить выволочку, но и бдительно их берегут. Знаменитый волчатник минувшего века Н. А. Зворыкин пишет: во время лесного пожара весной 1935 года лесники Ильменского заповедника видели, как волчица одного за другим выносила из пожара волчат. Но интересно при этом отметить: увидев, что малышей из логова похищают, волчица не бросится их защитить – будет со стороны наблюдать за трагедией и даже не подаст голоса - очень человека боится. Семейная жизнь волков, если кто - нибудь из супругов не угодил в капкан и не попался в мушку, длится больше десяти лет. В отличие от собак, известных неразборчивостью в допущении к себе ухажеров, волки однолюбы. Семейная пара, однажды созданная, сохраняется».
Как видим и убеждаемся, что волки не такие уж глупые, жадные, хищные, какими обычно описываются в народных сказках.
3. СЛОВАРНАЯ РАБОТА
1. ВОЛК - хищное животное семейства псовых
2. Волчатник - охотник за волком
3. ПАСТЬ - азу
4. сторожка – домик лесника
5. братия - товарищи
6. не шелохнулся - не пошевелился
7. Нарушение баланса - табиғаттағы тепе - теңдік бұзылуы
Меня поразила взаимовыручка, милосердное отношение волков друг к другу. Здесь нет точных, психологических портретов персонажей в тургеневском понимании, а описания природы этого сурового края также весьма скупы.
Материал для учителя:
1. Отрывок из книги Жун Цзяня «Волчий тотем»
В этой связи я познакомилась с книгой Жун Цзяня «Волчий тотем». Меня поразила взаимовыручка, милосердное отношение волков друг к другу. Здесь нет точных, психологических портретов персонажей в тургеневском понимании, а описания природы этого сурового края также весьма скупы.
Это удивительная и уникальная книга, описывающая причудливое сообщество, населяющее монгольскую степь. Здесь нам открываются сложные взаимоотношения волков и людей на пустынных просторах Внутренней Монголии, во многом остающейся для нас загадочным пятном в самом сердце Азии. К таким загадкам можно отнести и поклонение тотему в древней культуре, точнее, далёким отголоскам этого языческого культа, дошедшим до XX века. В большей степени эти представления о волках сохранились у монголов.
Такое развёрнутое эссе, где волки выступают главными эпическими героями, является бесценной находкой для любознательного читателя. Ведь волк имел мистическое значение не только для европейцев (вспомним древнегерманские мифы об оборотнях вервольфах), но и для китайцев, наших восточных соседей и для нас тюрков, которые преклонялись к Кок - бори
Волк для многих народов, живущих в степи, — это животное - предок, призрак учителя, дух сражений и эталон поведения. Приручение волков монгольскими кочевниками и сохранение волками степи; тысячелетнее поклонение кочевых народов волкам; загадочный обычай монголов оставлять труп на съедение волкам; волчьи уши, волчьи глаза, пища волков, волчьи нападения, волчье знамя… Охотничья разведка волков, боевой порядок, нападения из засады, их выдающееся боевое искусство; хитроумное использование природных явлений и рельефа; их готовность идти на смерть и непоколебимость; их дружба и родственные отношения между собой; связь между волками и всеми существами, живущими в степи; упрямый маленький волчонок в трудном для него после утраты свободы подростковом возрасте — нет ничего такого, что не напоминало бы нам человеческое. Вспомним и поразмыслим над не разрешённым до сих пор вопросом в истории человечества: почему в Средневековье небольшая, всего в несколько сотен тысяч воинов, монгольская конная армия подмяла под себя половину громадной Евразии?
Тема: Человек и природа. Тема волков в произведениях писателей и поэтов. (презентация)
Мамин - Сибиряк «Волки», Ч. Т. Айтматов «Волчица Акбара» из «Плахи», О. О. Сулейменов «Волчата», В. М. Песков «Логово».
На доске эпиграф:
«Настало время, когда никто из писателей не должен оставаться в стороне от важнейшей темы века, техническая революция на глазах меняет облик нашей страны. Это закономерно. Но потомки не простят нам. Если мы не тротянем руку природе. Ведь теперь не мы просим милости у неё, а природа просит эту милость у нас». (Максим Зверев)
Цели: Знакомство с творчествами писателей и поэтов, поднимающих тему волков; раскрытие идейных содержании рассказов, раскрытие темы судеб «братьев наших меньших», развитие навыков правильного, осознанного чтения, убедить детей в том, что не все люди видят волков кровожадными, воспитать любовь к природе, вызвать интерес к теме.
Метод: рассказ учителя с элементами беседы, работа с учебником, интерактивные методы работы
Оборудование: выставка различных изданий авторов, которые будут изучаться в восьмом классе, видео - клип о взаимовыручке, картина Бексерикова Даулета «Волчица», стихотворение великого казахского поэта века Суинбая Аронулы «Борили менин байрагым», книга Жун Цзяня «Волчий тотем».
Тип урока: Урок объяснения новой темы
1 - ЭТАП Организационный момент.
1. Слово учителя: Ребята, мы с вами познакомимся с произведениями различных авторов, в которых поднимается тема природы и человека, в частности тема волков.
Для начала предлагаю просмотреть видео - клип о взаимовыручке среди собак.
2 - ЭТАП ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ /осуществляется при помощи видеоклипа/
Взаимовыручка - Видео@Mail. Ru
Взаимовыручка - Видео@Mail. Ru
http://video. mail. ru/mail/asx071/20/19. html
Демонстрация видео - клипа «Самый лучший клип о милосердии и взаимовыручке среди животных».
Итак, ребята, мы просмотрели фильм - настрой на работу над темой «Волки». Хочу сказать, что сюжет данного клипа напоминает рассказ Мамина - Сибиряка «Волки». Известно, что волк - хищное животное семейства псовых.
3 - ЭТАП. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ
1. Параллель в произведениях Ч. Айтматова, Д. Мамина - Сибиряка О. Сулейменова, Мамина - Сибиряка. В. М. Пескова «Логово».
2. Идейное содержание рассказа «Волки».
Из рассказа мы узнаем о бережном отношении человека к природе. Путник с собеседником шли по лесу и увидели волка, который смотрел на них не злобно, а как - то даже испуганно и устало. Внимательно рассмотрев волка, путники убедились, что зубов – то у него нет. Волк то и дело пугливо оглядывался на них. Убедившись в том, что люди его не тронут, побежал прочь. Путники заметили, что он ещё прихрамывает и тяжело передвигает ноги.
Когда вечерело, путники подошли к лесной сторожке. Лесник рассказал, «что есть такой, совсем старый. Давно бы погиб, кабы товарищи не кормили. Старик ведь уж дряхлый, давно помирать пора, а жалеют, кормят. Как - то раз видел, как молодой волк принес сусликов, сам не есть, положив возле старика добычу. Пока волк все не съел, молодой волк, отрывая куски мяса, накормил старого. Вот какими добрыми и заботливыми могут быть волки.» А ведь как ругают люди волков! Какими жестокими и злыми их считают!
Презентация слайда «Волки»
Хочу предложить вашему вниманию стихотворение О. Сулейменова «Волчата».
(Чтение наизусть учителем)
Шел человек,
Шел степью долго - долго.
Куда? Зачем?
Нам это не узнать.
В густой лощине он увидел волка,
Верней – волчицу,
А вернее – мать.
Она лежала в зарослях полыни,
Откинув лапы и оскалив пасть,
Из горла перехваченного плыла
Толчками кровь,
Густая, словно грязь.
Кем? Кем? Волком? Охотничьими псами?
Слепым волчатам это не узнать,
Они, толкаясь и ворча, сосали
Так странно неподатливую мать.
Голодные волчата позабыли,
Как властно пахнет в зарослях укроп,
Они, прижавшись к ранам, пили
Густую, холодеющую кровь.
И вместе с ней вливалась жажда мести,
Кому?
Любому, лишь бы не простить.
И будут мстить,
В отдельности и вместе.
А встретятся - друг другу будут мстить.
А человек пошел своей дорогой.
Куда? Зачем?
Нам это не узнать.
Он был волчатник,
Но волчат не тронул -
Волчат уже
Не защищала мать...
Комментарий учителя:
В основе лежит эпизод: шел человек степью, увидел волчат, которые прижавшись к ранам сосали жадно «так странно неподатливую мать» и это сценка вызвала у него взволнованные вопросы: Кем? Кем? Волком? Охотничьими псами?.
Волчата будут мстить, в отдельности и вместе. А встретятся - «друг другу будут мстить». Нарушено равновесие в природе - баланс природы.
О Сулейменов в своём стихотворении ещё только предупреждает нас о том, что вместе «с густой холодеющей кровью» в волчат вливается жажда мести, а в романе Ч. Айтматова «Плаха» ответное зло уже свершилось. Один из героев романа похитил у Акбары волчат, чтобы продать на базаре, а деньги пропил. Волчица тосковала по своим детенышам, выла по ночам, не зная, куда излить свое материнское тепло. Трагедия волчицы обернулась человеческим горем. Бостон, отец Кенжеша, которую унесла Акбара, в погоне за ней убил нечаянно сына. Это и была великая катастрофа, это и конец света.
А вот как описывает жизнь волков в очерке «Логово» В. М. Песков: «Волки - родители строгие, но любящие. Нарушителям правил жизни они могут устроить выволочку, но и бдительно их берегут. Знаменитый волчатник минувшего века Н. А. Зворыкин пишет: во время лесного пожара весной 1935 года лесники Ильменского заповедника видели, как волчица одного за другим выносила из пожара волчат. Но интересно при этом отметить: увидев, что малышей из логова похищают, волчица не бросится их защитить – будет со стороны наблюдать за трагедией и даже не подаст голоса - очень человека боится. Семейная жизнь волков, если кто - нибудь из супругов не угодил в капкан и не попался в мушку, длится больше десяти лет. В отличие от собак, известных неразборчивостью в допущении к себе ухажеров, волки однолюбы. Семейная пара, однажды созданная, сохраняется».
Как видим и убеждаемся, что волки не такие уж глупые, жадные, хищные, какими обычно описываются в народных сказках.
3. СЛОВАРНАЯ РАБОТА
1. ВОЛК - хищное животное семейства псовых
2. Волчатник - охотник за волком
3. ПАСТЬ - азу
4. сторожка – домик лесника
5. братия - товарищи
6. не шелохнулся - не пошевелился
7. Нарушение баланса - табиғаттағы тепе - теңдік бұзылуы
Меня поразила взаимовыручка, милосердное отношение волков друг к другу. Здесь нет точных, психологических портретов персонажей в тургеневском понимании, а описания природы этого сурового края также весьма скупы.
Материал для учителя:
1. Отрывок из книги Жун Цзяня «Волчий тотем»
В этой связи я познакомилась с книгой Жун Цзяня «Волчий тотем». Меня поразила взаимовыручка, милосердное отношение волков друг к другу. Здесь нет точных, психологических портретов персонажей в тургеневском понимании, а описания природы этого сурового края также весьма скупы.
Это удивительная и уникальная книга, описывающая причудливое сообщество, населяющее монгольскую степь. Здесь нам открываются сложные взаимоотношения волков и людей на пустынных просторах Внутренней Монголии, во многом остающейся для нас загадочным пятном в самом сердце Азии. К таким загадкам можно отнести и поклонение тотему в древней культуре, точнее, далёким отголоскам этого языческого культа, дошедшим до XX века. В большей степени эти представления о волках сохранились у монголов.
Такое развёрнутое эссе, где волки выступают главными эпическими героями, является бесценной находкой для любознательного читателя. Ведь волк имел мистическое значение не только для европейцев (вспомним древнегерманские мифы об оборотнях вервольфах), но и для китайцев, наших восточных соседей и для нас тюрков, которые преклонялись к Кок - бори
Волк для многих народов, живущих в степи, — это животное - предок, призрак учителя, дух сражений и эталон поведения. Приручение волков монгольскими кочевниками и сохранение волками степи; тысячелетнее поклонение кочевых народов волкам; загадочный обычай монголов оставлять труп на съедение волкам; волчьи уши, волчьи глаза, пища волков, волчьи нападения, волчье знамя… Охотничья разведка волков, боевой порядок, нападения из засады, их выдающееся боевое искусство; хитроумное использование природных явлений и рельефа; их готовность идти на смерть и непоколебимость; их дружба и родственные отношения между собой; связь между волками и всеми существами, живущими в степи; упрямый маленький волчонок в трудном для него после утраты свободы подростковом возрасте — нет ничего такого, что не напоминало бы нам человеческое. Вспомним и поразмыслим над не разрешённым до сих пор вопросом в истории человечества: почему в Средневековье небольшая, всего в несколько сотен тысяч воинов, монгольская конная армия подмяла под себя половину громадной Евразии?
Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.
Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.
Жаңалықтар
Д. Мамин - Сибиряк «Волки»
Научить учащихся самостоятельно применять полученные знания на практике, сформировать коммуникативные способности, навыки устной и письменной речи;
Русские поэты о родной природе
Дарбаева Гульсум Нурмуханбетовна - учительница сш №15, г. Жанаозен
Василий Михайлович Песков «Логово»
Атырау қаласы, Д. Байбосынов атындағы №13 ұлттық мектеп - гимназиясының орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі Малимова Эльмира Рафхатовна
Д. Мамин - Сибиряк. Рассказ «Волки»
Атырауская область, Кызылкогинский район Кенбайская средняя школа Азнабаева Айгуль
Чингиз Айтматов «Плаха» (панорамный урок)
Кызылординская область, Шиелийский район, село Байгакум средняя школа №251 имени Мухтар Ауэзова учительница русского языка Сыздыкова Мадина Кенжебековна
Одиннадцатый подвиг Геракла.
Учитель русского языка и литературы Исаева Наргиз Сафаровна Средняя школа №10, Г. Жезказган, Карагандинская область
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.