Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


«Особенности древнерусской литературы»

30 сәуір 2012, Дүйсенбі
Русская литература. 9 класс
ТЕМА: «Особенности древнерусской литературы»
Цели:
Познакомить учащихся с жанрами древнерусской литературы;
Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.
Оборудование: Учебники литературы для 9 класса.
Ход урока.
1. Организационный момент
2. Объяснение нового материала. Слово учителя.
Возникновение Древнерусской литературы связано с принятием христианства и в связи с этим с появлением письменности на Руси. Первыми книгами, появившимися на Руси, были переводные церковные книги. В начале XI века появляются первые собственно русские произведения, написанные либо высоко образованными монахами, либо знатными людьми. Первые книги были буквально прорисованы. Древнерусская литература просуществовала вплоть до конца XVII века. Цель первых литературных произведений: наставлять, рассказывать, оберегать. Подлинно русский жанр литературы – летопись. Наиболее известна нам «Повесть временных лет» (написанная около 1113) – это собрание (свод) разных летописей. Составил её монах Киево-Печёрского монастыря Нестор. Сказание, поучение, повесть, житие тоже относятся к жанрам древнерусской литературы.

Основные периоды развития древнерусской литературы.
XI-XIII в. – литература домонгольского нашествия (летопись «Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение Владимира Мономаха», «Сказание о Борисе и Глебе», «Слово о полку Игореве» и др.) Литература этого периода создавалась для элитарного читателя (монаха-книжника, просвещённого знатного князя), так как грамотой владели лишь высоко просвещённые монахи и родовитая знать. Цель написания произведений этого периода – призвать русских князей к объединению. XIV-XVIIв. – литература времени татаро-монгольского нашествия и последующая («Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина», «Житие Сергия Радонежского», «Домострой», «Житие протопопа Аввакума» и др.) развивается в сторону демократичности читателя; тематика произведений становится более разнообразной.

3. Чтение статии о древнерусской литературе по учебнику. (6-8 стр.)
4. Особенности древнерусской литературы (запись основных положений в тетради).
5. Ответы на вопросы
-В какой период на Руси развивалась древнерусская литература?
-Что такое рукопись? Как изготовлялись рукописные книги?
-Что такое летопись? Когда и кем была написана летопись «Повесть временных лет»?
- В чём своеобразие тематики древнерусской литературы?

(Древнерусская литература описывала различные исторические события, ставила религиозно-нравственные вопросы; только в поздний период существования древнерусской литературы в книгах появляется бытовая тематика).
- В чём особенности вымысла в древнерусской литературе?

(Древнерусская литература не знает вымышленных сюжетов; в ней всегда описываются исторические события, действуют исторические лица. Сознательный вымысел появляется лишь в литературе 17 века. Если же в произведении изображается что-то фантастическое, то сам писатель и читатели верили в достоверность происходящих событий. Древнерусскую литературу отличает простой, незамысловатый сюжет).
- Что служило материалом для письма?

(Книги в Древней Руси писали на пергамене (особым образом выделанной телячьей кожи). Бумагу стали использовать только в 15 веке; её завезли с Запада).
6. Обобщение темы
Авторы первых книг стремились показать события с высоты их вечного смысла. Из тысячелетней истории русской книги древнерусская литература составляет семьсот лет. Знать фольклор, древнерусскую литературу - значит сохранять память народную.
7. Домашнее задание:
1.Конспект статьи из учебника об основных особенностях древнерусской литературы, повторить сведения по тетради.
2.Чем произведения древнерусской литературы могут быть интересны современному читателю? (письменный ответ на вопрос)
8. Комментирование оценок
2 358
0
  • 100
2 дауыс


Жаңалықтар
Басня С.Михалкова «Муха и пчела»
Басня С.Михалкова «Муха и пчела»
Теректинская средняя школа №1 Курчумского района Восточно - Казахстанской области учитель русского языка и литературы, Уркунева Рената Турсынхановна
Среднесрочное планирование уроков по русской литературе для 10 - го класса
Среднесрочное планирование уроков по русской литературе для 10 - го класса
г. Шымкента Южно - Казахстанской области учительницы ОСШ № 19 имени У. Жанибекова Байбагысова Гульнар Дубековна
Эпос Фирдоуси "Шахнаме"
Эпос Фирдоуси "Шахнаме"
Қызылорда қаласы, Ж. Махамбетов ауылы, №143 орта мектебінің орыс тілі және әдебиеті пән мұғалімі Сагинбаева Зина Пернебаевна
Ф.И. Тютчев Есть в осени первоначальной
Ф.И. Тютчев Есть в осени первоначальной
Акмолинская область, Г. Ерейментау, Основная школа №1 учитель русского языка и литературы Жолдаспаева Гульзия Сабировна
Эпоха Платонова
Эпоха Платонова
ВКО г. Аягоз общеобразовательная средняя школа № 3 Учитель русского языка и литературы Киржибаева Гульнар Советказыновна
Звери зимой
Звери зимой
Рзаева Асем Учитель русского языка и литературы Кызылординская область, Жанакорганский район, сш №54 им. Ж. Кыдырова
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×