Учусь общаться
социальный педагог - Гумарова Асель Муратовна
Аудитория: 10–11 лет
Упражнение «Твое имя»
Цель: Установить контакт с подростками и создать положительную мотивацию к предстоящему уроку.
Участники встают в круг, а один; передавая мяч соседу, называет полное имя. Задача других – назвать, передавая мячик по кругу, как можно больше вариантов своего имени (Катя, Катюша, Катенька). Задание повторяются для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями о том, что чувствовали, когда слышали свое имя
Дискуссия:
Цель: сформулировать у учащихся понятие «общение».
Ребята, а как вы понимаете, что такое общение? И для чего люди общаются?
Общение – это форма жизнедеятельности, сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный потребностями в совместной деятельности.
Процесс общения включает в себя:
• Обмен информацией;
• Взаимодействие;
• Восприятие и понимание другого человека.
Цели общения:
• Установление контакта;
• Сообщение и получение информации, обмен мнениями, замыслами, решениями, сообщениями;
• Побуждение, стимулирование активности партнёра;
• Координация действий;
• Обмен эмоциями;
• Установление отношений – осознание своего места в межличностных связях (ролевых, деловых)
Упражнение «Копилка народной мудрости»
Цель: с помощью народных пословиц уточнить понятие “общение”.
А теперь давайте познакомимся с пословицами и поговорками, в которых народ отразил свое отношение к общению. Вашему вниманию предлагаются зашифрованные высказывания. Попробуйте их расшифровать.
• броеДо восло вечекуло – точ ждьдо в хусуза. (Доброе слово человеку – что дождь в засуху).
• воСло ен бейрово – титлевы, ен мапойешь. (Слово не воробей – вылетит, не поймаешь).
• шуюроХо чьре, рошохо и тьшаслу. (Хорошую речь, хорошо и слушать).
• шеньМе ривого, ад шельбо лайде. (Меньше говори, да больше делай).
Ребята, в жизни мы общаемся с большим количеством людей разных по возрасту. Давайте обсудим с вами с кем же вам легче общаться.
Упражнение «Круг моего общения»
Цель: выявить круг общения подростков.
Давайте вместе с вами проанализируем круг ваших знакомых. Запишите количество знакомых по возрасту
Возрастная категория Количество человек
Сверстники
Старше меня на 1 – 3 года
Младше меня на 1 - 3 года
Маленькие дети
Взрослые
Общаясь с этими людьми, каждый из вас играет какую - то роль (для учителя - вы ученик).
Упражнение « Я – это …» « Какой я?»
Цель: способствовать самоанализу и пониманию учащимися своих качеств, влияющих на процесс общения.
Давайте напишем 10 предложений « Я – это…», дополнив их существительными, характеризующими их. Затем 10 предложений « Какой Я?», в виде прилагательных какой я в общении (например, ученик - старательный)
Игра «Назови эмоцию»
Цель: помочь осознать учащимся влияние эмоций и чувств на процесс общения.
Ребята, а давайте подумаем, от чего когда мы общаемся, мы бываем то добрыми, то злыми, раздражительными? что на это влияет? ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА
Передавая мяч по кругу, назовите эмоции или чувства, мешающие общению.(злость, агрессия) Затем мяч передается в другую сторону, и называются эмоции и чувства, помогающие общению.(радость, веселье, сопереживание)
Упражнение «Музыка и чувства»
Цель: способствовать осознанию учащимися эмоционального настроя, проявляющегося под воздействием различных факторов (например, музыки)
Учащиеся, прослушав музыку, делятся впечатлениями о том, какие чувства и эмоции она у них вызвала.
Ребята, вот видите у каждого из вас одна и та же музыка вызвала разные чувства и эмоции. Это показывает какие мы с вами разные. Поэтому и общение у нас протекает по разному. С кем - то мы легко находим общий язык, а с кем - то нам тяжело общаться.
Дискуссия « Что может мешать общению»
Цель: дать учащимся представление о барьерах в общении
А как вы думаете, какие действия могут помешать общению? (Прерывание, перебивание, занятия посторонними делами, возражение до того, как собеседник изложил всё до конца и т. д.)
Обучающимся предлагается рассмотреть схему:
Из этой схемы мы видим, что существуют различные барьеры в общении. Они связаны с нашими знаниями, нашим предыдущим опытом, уровнем внимания в момент разговора и нашей памятью – то есть способностью и желанием запоминать предлагаемую информацию.
Упражнение «Спина к спине»
Цель: способствовать преодолению барьеров в общении.
А теперь давайте посмотрим, влияет ли на наше общение поза человека, зрительный контакт, то, каким голосом человек разговаривает.
- Садитесь в пары лицом к друг другу. (дается 2 мин на обсуждение просмотренного фильма или прочтенной книги)
- Садитесь на стульях спиной друг к другу, также выбираем тему и общаются.
Затем происходит обмен впечатлениями.
Притча о гвоздях
Жил - был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что - нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.
Обсуждение:
• Ребята, какой был мальчик?
• Зачем отец дал ему мешочек гвоздей?
• Сколько гвоздей в первый день вбил мальчик?
• Почему он вытащил гвозди из столба?
• Что сказал отец сыну?
• В чем смысл фразы: “сколько дыр осталось в заборе, вот столько и шрамов ты оставил в сердцах своих друзей?
• Что посоветовал отец?
Заключение. Подведение итогов.
Вывод: Итак, ребята, мы живем среди людей. Не забывайте, что каждое ваше слово, каждое ваше желание отражаются на окружающих тебе людях. Проверяй свои слова вопросом к самому себе: “Не делаешь ли ты зла, неудобства людям”? Делайте все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо. Не стоит тратить время на ссоры, не стоит, обижайте по пустякам на другого человека. Каждый человек – уникален. Нужно верить в свои силы и жить по принципу: “Относись к людям, так как бы ты хотел, чтобы они отнеслись к тебе.
Аудитория: 10–11 лет
Упражнение «Твое имя»
Цель: Установить контакт с подростками и создать положительную мотивацию к предстоящему уроку.
Участники встают в круг, а один; передавая мяч соседу, называет полное имя. Задача других – назвать, передавая мячик по кругу, как можно больше вариантов своего имени (Катя, Катюша, Катенька). Задание повторяются для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями о том, что чувствовали, когда слышали свое имя
Дискуссия:
Цель: сформулировать у учащихся понятие «общение».
Ребята, а как вы понимаете, что такое общение? И для чего люди общаются?
Общение – это форма жизнедеятельности, сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный потребностями в совместной деятельности.
Процесс общения включает в себя:
• Обмен информацией;
• Взаимодействие;
• Восприятие и понимание другого человека.
Цели общения:
• Установление контакта;
• Сообщение и получение информации, обмен мнениями, замыслами, решениями, сообщениями;
• Побуждение, стимулирование активности партнёра;
• Координация действий;
• Обмен эмоциями;
• Установление отношений – осознание своего места в межличностных связях (ролевых, деловых)
Упражнение «Копилка народной мудрости»
Цель: с помощью народных пословиц уточнить понятие “общение”.
А теперь давайте познакомимся с пословицами и поговорками, в которых народ отразил свое отношение к общению. Вашему вниманию предлагаются зашифрованные высказывания. Попробуйте их расшифровать.
• броеДо восло вечекуло – точ ждьдо в хусуза. (Доброе слово человеку – что дождь в засуху).
• воСло ен бейрово – титлевы, ен мапойешь. (Слово не воробей – вылетит, не поймаешь).
• шуюроХо чьре, рошохо и тьшаслу. (Хорошую речь, хорошо и слушать).
• шеньМе ривого, ад шельбо лайде. (Меньше говори, да больше делай).
Ребята, в жизни мы общаемся с большим количеством людей разных по возрасту. Давайте обсудим с вами с кем же вам легче общаться.
Упражнение «Круг моего общения»
Цель: выявить круг общения подростков.
Давайте вместе с вами проанализируем круг ваших знакомых. Запишите количество знакомых по возрасту
Возрастная категория Количество человек
Сверстники
Старше меня на 1 – 3 года
Младше меня на 1 - 3 года
Маленькие дети
Взрослые
Общаясь с этими людьми, каждый из вас играет какую - то роль (для учителя - вы ученик).
Упражнение « Я – это …» « Какой я?»
Цель: способствовать самоанализу и пониманию учащимися своих качеств, влияющих на процесс общения.
Давайте напишем 10 предложений « Я – это…», дополнив их существительными, характеризующими их. Затем 10 предложений « Какой Я?», в виде прилагательных какой я в общении (например, ученик - старательный)
Игра «Назови эмоцию»
Цель: помочь осознать учащимся влияние эмоций и чувств на процесс общения.
Ребята, а давайте подумаем, от чего когда мы общаемся, мы бываем то добрыми, то злыми, раздражительными? что на это влияет? ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА
Передавая мяч по кругу, назовите эмоции или чувства, мешающие общению.(злость, агрессия) Затем мяч передается в другую сторону, и называются эмоции и чувства, помогающие общению.(радость, веселье, сопереживание)
Упражнение «Музыка и чувства»
Цель: способствовать осознанию учащимися эмоционального настроя, проявляющегося под воздействием различных факторов (например, музыки)
Учащиеся, прослушав музыку, делятся впечатлениями о том, какие чувства и эмоции она у них вызвала.
Ребята, вот видите у каждого из вас одна и та же музыка вызвала разные чувства и эмоции. Это показывает какие мы с вами разные. Поэтому и общение у нас протекает по разному. С кем - то мы легко находим общий язык, а с кем - то нам тяжело общаться.
Дискуссия « Что может мешать общению»
Цель: дать учащимся представление о барьерах в общении
А как вы думаете, какие действия могут помешать общению? (Прерывание, перебивание, занятия посторонними делами, возражение до того, как собеседник изложил всё до конца и т. д.)
Обучающимся предлагается рассмотреть схему:
Из этой схемы мы видим, что существуют различные барьеры в общении. Они связаны с нашими знаниями, нашим предыдущим опытом, уровнем внимания в момент разговора и нашей памятью – то есть способностью и желанием запоминать предлагаемую информацию.
Упражнение «Спина к спине»
Цель: способствовать преодолению барьеров в общении.
А теперь давайте посмотрим, влияет ли на наше общение поза человека, зрительный контакт, то, каким голосом человек разговаривает.
- Садитесь в пары лицом к друг другу. (дается 2 мин на обсуждение просмотренного фильма или прочтенной книги)
- Садитесь на стульях спиной друг к другу, также выбираем тему и общаются.
Затем происходит обмен впечатлениями.
Притча о гвоздях
Жил - был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что - нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.
Обсуждение:
• Ребята, какой был мальчик?
• Зачем отец дал ему мешочек гвоздей?
• Сколько гвоздей в первый день вбил мальчик?
• Почему он вытащил гвозди из столба?
• Что сказал отец сыну?
• В чем смысл фразы: “сколько дыр осталось в заборе, вот столько и шрамов ты оставил в сердцах своих друзей?
• Что посоветовал отец?
Заключение. Подведение итогов.
Вывод: Итак, ребята, мы живем среди людей. Не забывайте, что каждое ваше слово, каждое ваше желание отражаются на окружающих тебе людях. Проверяй свои слова вопросом к самому себе: “Не делаешь ли ты зла, неудобства людям”? Делайте все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо. Не стоит тратить время на ссоры, не стоит, обижайте по пустякам на другого человека. Каждый человек – уникален. Нужно верить в свои силы и жить по принципу: “Относись к людям, так как бы ты хотел, чтобы они отнеслись к тебе.
Жаңалықтар
Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника
Семья - социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения.
Доклад на педагогическом чтении
Тема: «Развитие критического мышления на уроках математики»
О психологическом компоненте на уроках иностранного языка
Преподаватель английского языка №52 основной школы г. Актобе Юсупова Венера Омирзаковна
Семинар - практикум «Воспитание начинается с самого себя
Жолдасбекова Асемгуль Ермуханбетовна социальный педагог - психолог ГУ «Детский противотуберкулезный санаторий города Павлодар»
Глагол
Мендалиева Нурия Валитовна, учитель русского языка и литературы средней школы имени Х. Санбаева Атырауской области, Макатского района
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.