ВПК в Казахстане. Ядерные испытания
ВКО, Бескарагайский район,
село Ерназар, КГУ "Сосновская среняя школа"
учитель истории Губайдуллин Шамиль Рашитович
9 класс
Тема урока: ВПК в Казахстане. Ядерные испытания
Цель:
Образовательная
- Раскрыть понятие военно - промышленный комплекс и что в него входит;
- Рассмотреть основные ВПК Казахстана в период СССР;
- Вместе с учащимися изучить экологические проблемы, связанные с ядерными взрывами.
Воспитательная
- Воспитание чувства гордости, сопереживания и патриотизма за свою Родину.
Развивающая
- Развитие навыков развернутого устного ответа, умение четко излагать свои мысли
Оборудование: Учебник, презентация, видео «Семипалатинский полигон». Буклет.
Ход урока.
1. Проверка Д/З по теме: «Развитие сельского хозяйства. Освоение целины»
1. Положение в сельском хозяйстве ( 1946 - 1950).
2. Начало освоение целины.
3. Первые итоги целины. Результаты освоения целины.
4. Изменения демографической ситуации и его последствия.
5. Положение в животноводстве республики.
6. Социально - экономические последствия целины.
2. Изучение нового материала
Сегодня на уроке мы рассмотрим что из себя представляет ВПК, и какие экологические последствия он может нести.
Выступление учащихся:
1 ученик:
21 августа 1947 года правительство СССР специальным постановлением приняло решение о создании атомного исследовательского полигона, получившего условное наименование «Учебный полигон №2»
Руководство формированием полигона осуществлял специальный отдел Генерального штаба Вооруженных Сил СССР. Направлял всю деятельность полигона и осуществлял непосредственное руководство И. В. Курчатов.
И. В. Курчатов и другим было поручено выбрать место для строительства полигона диаметром 200 км. Район должен был располагаться не далее 200 километров от железнодорожной магистрали и дествующего аэродрома и быть доступным автомобильному транспорту.
По словам очивидцев, были исследованы разные места. Выбор пал на казахстанскую степь вблизи Семипалантинска: безбрежные просторы, малочисленноть населения, отдаленность от центра и в то же время рядом – полноводный Иртыш, железнодорожные пути, аэропорт. Эти и другие факторы как нельзя лусше подходили для сооружения испытательного ядерного полигона.
2 Ученик:
В конце июля государственная комиссия приняла объекты полигона от строителей и определила готовность аппаратурных комплексов и всех служб к испытаниям.
О готовности полигона в целом было доложено правительству и получено «добро» на проведение испытаний.
Еще в середине июля специально формированными эшелонами с Урала по адресу г. Семипалатинск, станция Жана Семей было отправлено все необходимое оборудование, а в начале августа на самолетах доставлены и детали ядерного заряда.
Вместе с оборудованием и самим зарядом прибыла с Урала в Семипалатинск большая группа создателей первой атомной бомбы.
3 Ученик:
Весь август было очень жарко и сухо. К вечеру 28 - го погода резко изменилась: подул северный ветер, резко похолодало, небо покрылось тучами, заморосил нудный дождь. Такая мерзская погода, словно по закону пакости, стояла всю ночь, не изменилась она и на утро. Густая и низкая облачность препятствовала запуску после взрыва беспилотных управляемых самолетов для забора радиоактивных проб. Природа как бы отвергла предстоящий взрыв. Руководство испытанием вначале приняло решеие перенести его с 7. 00 на 8. 00. в надежде на улучшение погоды. Но прогноз синоптиков был неутешительный.
Тогда принимается решение произвести взрыв в 7. 00 утра, а управляемых самолетов не запускать. После трехкратной генеральной репетиции на площадке «Ш», где должно быть испытание, рано утром 29 августа 1949 года И. В. Курчатов подписал письменное распоряжение на производства взрыва.
Суровый голос диктора отчитал секунды. На счет «ноль» произошел резкий толчок земли, последовали оглушительный силы удар, треск и звон. Продолжалось все это всего несколько секунд, а затем все стихло.
Тайное стало явью. На полигоне вблизи Семипалатинска на металлической вышке высотой 30 метров был произведен первый атомный взрыв мощностью 20 килотонн, разбудивший степную негу летнего дня.
Гигантская молний прочертило небо, и даже густые облака не сумели скрыть второе солнышко, загоревшееся над землей.
Образовалось огромное пылегазовое грибовидное облако высотой 7 км.
4 ученик:
Тем временем с того часа, а именно с 7. 00 утра 29 августа 1949 года, когда успешно проведено первое в стране наземное испытание ядерного оружия, началась трагедия СЕмипалатинской степи.
Вот о чем повествует очевидцы этих событий.
Темирханов К. З.. житель с. Семиярка Бескарагайского района, что в 130 км километров от эпицентра взрыва.
« Когда испытавали первую водородную бомбу, мне было 17 лет, учился в 10 классе. Приезжали военные и говорили, что если объявят тревогу, то срочно всем уходить за село, лечь в овраг, не поднимать голову, закрыть окна, двери, трубу от печи. И вот объявлена тревога. Люди бежали за село. Сперва показались 3 самолета. Сделали 3 круга и влруг – блеск, сильнее. Чем солнце, грохот, пронеслась волна. Она как ножом снесла двухэтажную школу, потом военные восстановили 1 этаж, стоит до сих пор. Что творилось в селе: кошки и собаки с ужасом бегали, мычали коровы, окна домов повылетали, кто не успел зкрыть печные трубы дома – зола и пепел, были пожары, творилась жуткая картина.\
( этот материал из книги К. Бозтаева «Семипалатинский полигон» Алма - Ата, «Казахстан», 1992 г.)
Слова учителя: Давайте вспомним, как называлась военная конфронтация между СССР и США? («Холодная война»). Политика «холодной войны» и гонка вооружений в 1970 - 1980 - е годы привели к значительному росту военно - промышленного комплекса СССР. ВПК - совокупность научно - исследовательских, испытательных организаций и производственных предприятий, выполняющих разработку, производство, хранение, постановку на вооружение военной и специальной техники, боеприпасов и т. п. преимущественно для государственных силовых структур, а также на экспорт.
Просмотр видео «Семипалатинский полигон». Каково влияние ядерных взрывов на окружающую среду?
Помимо Семипалатинского полигона в разные годы на территории Казахстана произведено 38 ядерных взрывов в 27 местах На полигоне Азгир (Прикаспийская низменность, Атырауская область) с 1966 по 1979 годы было осуществлено 17 подземных ядерных взрывов. Всего еще 21 взрыв и 4 пуска ракет с ядерными зарядами были проведены в других районах республики. Из них в Приуралье – 8, а также испытания в Актюбинской, Акмолинской и Южно - Казахстанской областях.
Угрожающей была и остается проблема ядерных отходов.
В Аральском море расположен остров Возрождения, где находился полигон для испытания бактериологического оружия. Т. О Военно промышленный комплекс нанес непоправимый ущерб природе Казахстана, здоровью казахстанцев, последствия его деятельности будет ощущать не одно поколение людей, проживающих на этой территории.
3. Закрепление.
1. Что такое ВПК?
2. Назовите основные объекты ВПК СССР на территории Казахстана?
3. Сколько ядерных взрывов было произведено на территории Казахстана, и какие?
4. Расскажите о влиянии ядерных взрывов на окружающую среду.
5. В каком году был наложен мораторий на ядерные испытания в Казахстане?
6. Является ли Казахстан ядерной державой?
Д/з учить конспект, быть готовым к тесту, сообщение о Семипалатинском полигоне.
Подведение итогов, взаимооценивание.
Рефлексия.
село Ерназар, КГУ "Сосновская среняя школа"
учитель истории Губайдуллин Шамиль Рашитович
9 класс
Тема урока: ВПК в Казахстане. Ядерные испытания
Цель:
Образовательная
- Раскрыть понятие военно - промышленный комплекс и что в него входит;
- Рассмотреть основные ВПК Казахстана в период СССР;
- Вместе с учащимися изучить экологические проблемы, связанные с ядерными взрывами.
Воспитательная
- Воспитание чувства гордости, сопереживания и патриотизма за свою Родину.
Развивающая
- Развитие навыков развернутого устного ответа, умение четко излагать свои мысли
Оборудование: Учебник, презентация, видео «Семипалатинский полигон». Буклет.
Ход урока.
1. Проверка Д/З по теме: «Развитие сельского хозяйства. Освоение целины»
1. Положение в сельском хозяйстве ( 1946 - 1950).
2. Начало освоение целины.
3. Первые итоги целины. Результаты освоения целины.
4. Изменения демографической ситуации и его последствия.
5. Положение в животноводстве республики.
6. Социально - экономические последствия целины.
2. Изучение нового материала
Сегодня на уроке мы рассмотрим что из себя представляет ВПК, и какие экологические последствия он может нести.
Выступление учащихся:
1 ученик:
21 августа 1947 года правительство СССР специальным постановлением приняло решение о создании атомного исследовательского полигона, получившего условное наименование «Учебный полигон №2»
Руководство формированием полигона осуществлял специальный отдел Генерального штаба Вооруженных Сил СССР. Направлял всю деятельность полигона и осуществлял непосредственное руководство И. В. Курчатов.
И. В. Курчатов и другим было поручено выбрать место для строительства полигона диаметром 200 км. Район должен был располагаться не далее 200 километров от железнодорожной магистрали и дествующего аэродрома и быть доступным автомобильному транспорту.
По словам очивидцев, были исследованы разные места. Выбор пал на казахстанскую степь вблизи Семипалантинска: безбрежные просторы, малочисленноть населения, отдаленность от центра и в то же время рядом – полноводный Иртыш, железнодорожные пути, аэропорт. Эти и другие факторы как нельзя лусше подходили для сооружения испытательного ядерного полигона.
2 Ученик:
В конце июля государственная комиссия приняла объекты полигона от строителей и определила готовность аппаратурных комплексов и всех служб к испытаниям.
О готовности полигона в целом было доложено правительству и получено «добро» на проведение испытаний.
Еще в середине июля специально формированными эшелонами с Урала по адресу г. Семипалатинск, станция Жана Семей было отправлено все необходимое оборудование, а в начале августа на самолетах доставлены и детали ядерного заряда.
Вместе с оборудованием и самим зарядом прибыла с Урала в Семипалатинск большая группа создателей первой атомной бомбы.
3 Ученик:
Весь август было очень жарко и сухо. К вечеру 28 - го погода резко изменилась: подул северный ветер, резко похолодало, небо покрылось тучами, заморосил нудный дождь. Такая мерзская погода, словно по закону пакости, стояла всю ночь, не изменилась она и на утро. Густая и низкая облачность препятствовала запуску после взрыва беспилотных управляемых самолетов для забора радиоактивных проб. Природа как бы отвергла предстоящий взрыв. Руководство испытанием вначале приняло решеие перенести его с 7. 00 на 8. 00. в надежде на улучшение погоды. Но прогноз синоптиков был неутешительный.
Тогда принимается решение произвести взрыв в 7. 00 утра, а управляемых самолетов не запускать. После трехкратной генеральной репетиции на площадке «Ш», где должно быть испытание, рано утром 29 августа 1949 года И. В. Курчатов подписал письменное распоряжение на производства взрыва.
Суровый голос диктора отчитал секунды. На счет «ноль» произошел резкий толчок земли, последовали оглушительный силы удар, треск и звон. Продолжалось все это всего несколько секунд, а затем все стихло.
Тайное стало явью. На полигоне вблизи Семипалатинска на металлической вышке высотой 30 метров был произведен первый атомный взрыв мощностью 20 килотонн, разбудивший степную негу летнего дня.
Гигантская молний прочертило небо, и даже густые облака не сумели скрыть второе солнышко, загоревшееся над землей.
Образовалось огромное пылегазовое грибовидное облако высотой 7 км.
4 ученик:
Тем временем с того часа, а именно с 7. 00 утра 29 августа 1949 года, когда успешно проведено первое в стране наземное испытание ядерного оружия, началась трагедия СЕмипалатинской степи.
Вот о чем повествует очевидцы этих событий.
Темирханов К. З.. житель с. Семиярка Бескарагайского района, что в 130 км километров от эпицентра взрыва.
« Когда испытавали первую водородную бомбу, мне было 17 лет, учился в 10 классе. Приезжали военные и говорили, что если объявят тревогу, то срочно всем уходить за село, лечь в овраг, не поднимать голову, закрыть окна, двери, трубу от печи. И вот объявлена тревога. Люди бежали за село. Сперва показались 3 самолета. Сделали 3 круга и влруг – блеск, сильнее. Чем солнце, грохот, пронеслась волна. Она как ножом снесла двухэтажную школу, потом военные восстановили 1 этаж, стоит до сих пор. Что творилось в селе: кошки и собаки с ужасом бегали, мычали коровы, окна домов повылетали, кто не успел зкрыть печные трубы дома – зола и пепел, были пожары, творилась жуткая картина.\
( этот материал из книги К. Бозтаева «Семипалатинский полигон» Алма - Ата, «Казахстан», 1992 г.)
Слова учителя: Давайте вспомним, как называлась военная конфронтация между СССР и США? («Холодная война»). Политика «холодной войны» и гонка вооружений в 1970 - 1980 - е годы привели к значительному росту военно - промышленного комплекса СССР. ВПК - совокупность научно - исследовательских, испытательных организаций и производственных предприятий, выполняющих разработку, производство, хранение, постановку на вооружение военной и специальной техники, боеприпасов и т. п. преимущественно для государственных силовых структур, а также на экспорт.
Просмотр видео «Семипалатинский полигон». Каково влияние ядерных взрывов на окружающую среду?
Помимо Семипалатинского полигона в разные годы на территории Казахстана произведено 38 ядерных взрывов в 27 местах На полигоне Азгир (Прикаспийская низменность, Атырауская область) с 1966 по 1979 годы было осуществлено 17 подземных ядерных взрывов. Всего еще 21 взрыв и 4 пуска ракет с ядерными зарядами были проведены в других районах республики. Из них в Приуралье – 8, а также испытания в Актюбинской, Акмолинской и Южно - Казахстанской областях.
Угрожающей была и остается проблема ядерных отходов.
В Аральском море расположен остров Возрождения, где находился полигон для испытания бактериологического оружия. Т. О Военно промышленный комплекс нанес непоправимый ущерб природе Казахстана, здоровью казахстанцев, последствия его деятельности будет ощущать не одно поколение людей, проживающих на этой территории.
3. Закрепление.
1. Что такое ВПК?
2. Назовите основные объекты ВПК СССР на территории Казахстана?
3. Сколько ядерных взрывов было произведено на территории Казахстана, и какие?
4. Расскажите о влиянии ядерных взрывов на окружающую среду.
5. В каком году был наложен мораторий на ядерные испытания в Казахстане?
6. Является ли Казахстан ядерной державой?
Д/з учить конспект, быть готовым к тесту, сообщение о Семипалатинском полигоне.
Подведение итогов, взаимооценивание.
Рефлексия.
Жаңалықтар
Освоение космоса
- продолжить развитие устной речи у учащихся, умение обобщать и делать выводы; продолжить работу над формированием умения учащихся определять цели урока; делать устное сообщение по теме; вычленять причинно - следственные связи; анализировать
Поднятие целины
Продолжить работу по формированию у учащихся критического, логического и ассоциативного мышления, ИКТ. Продолжить работу над формированием умения учащихся определять цели урока;
Enjoying your home. Мой дом
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов
Глагол
Утегенова Сания Хайсагалиевна - учитель русского языка и литературы средней школы имени Б. Бегалиева, Курмангазинского района Атырауской области
Тригонометрические функции
КГУ «Серебрянский технологический колледж» УО ВКО, г. Серебрянск Преподаватель математики Сепбаева А. А.
Сумма первых n членов арифметической прогрессии
Актюбинская область, Айтекебииский район ср. шк. имени Т. Г. Шевченко учитель математики Саршина Алия Махатаевна
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.