Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Орыс тілінен сабақ топтамасы

04 сәуір 2014, Жұма
Топтамадағы сабақтар.
1. Употребление причастий в речи
2. Причастие
3. Простые и составные числительные
4. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
5. Абай и Пушкин – два светила в содружестве народов и культур


Урок - зачет, 9 класс
Причастие
Это обобщающий урок в форме зачета. Урок позволяет систематизировать знания по теме и выявить пробелы.
На партах – текст сказки о причастии О. Н. Елясовой:
Однажды неудачливый экспериментатор – профессор Ошибкин за свои изобретения, которые приносили жителям Части речей лишь неприятности, был отстранён от занятий научной деятельностью и изгнан из страны.
Долгое время он не возвращался к тем производственным отходам, что остались у него после создания Части речий. Пока, наконец, не вспомнил о них. Для начала он разобрал две ближайшие кучи: с отходами от производства прилагательных и глаголов. Насобирал профессор того - сего из двух куч, замесил тесто, слепил ребёнка. Оживил его. Да только с ребёнком - то профессору возиться некогда, у него руки зудят эксперимент продолжить.
- Вот что, творение рук моих, будешь состоять при частях речи, и потому нарекаю тебя именем Причастие! Ступай прямо на север, дойдёшь до Частиречии, там и жить будешь! – с этими словами вытолкал ученый юное создание за дверь и думать о нём забыл.
А Причастие между тем потихонечку, полегоночку добрело до Частиречии, зашло в город, видит: бульвар. По бульвару части речи разгуливают, свежим воздухом дышат, общаются. Подходит новая часть к Глаголу с Прилагательным и говорит:
- Мама! Папа! Здравствуйте! Это я, Причастие!
Оглянулись Глагол с Прилагательным и в ужасе отпрянули – стоит перед ним непонятно что и мамой - папой называет. Дар речи вернулся сначала к Глаголу:
- Кто ты? – спросил он.
- Я – Причастие. Обозначаю признак предмета по действию.
- Признак... по действию? – озадаченно переспросил Глагол. – А как это?
- Ну, вот видите, листик с дерева падает. Падать – ч т о д е л а т ь? Это глагол. А если подставить вопрос к а к о й?, то получится слово падающий. И прилагательным это слово назвать нельзя, так как оно признак по действию обозначает, и глаголом нельзя, так как отвечает на вопрос к а к о й? Это буду я, Причастие.
- Ну хорошо, понятно, - вмешалось Прилагательное. - Допустим, ты причастие. А почему ты нас в родители записал? Мы - то здесь причем?
- Да вы поглядите на меня! Я же на вас похоже!
Глагол посмотрел и увидел: причастие обозначает признак предмета по действию, образуется от глагола, имеет совершенный и несовершенный вид, настоящее и прошедшее время.
Прилагательное посмотрело и увидело: причастие отвечает на вопрос к а к о й?, согласуется с существительным в роде, числе и падеже, имеет полную и краткую форму, в предложении является определением и сказуемым, если стоит в краткой форме.
И вправду похоже! Схватили Глагол и Прилагательное причастие и потащили к профессору Безошибкину. Так и так, профессор, что делать? Профессор тоже сначала испугался, как Причастие увидел, однако затем приставки и суффиксы на анализ взял, корень прослушал, рентгеновское исследование провел.
- Да, да! Это он! – воскликнул ученый.
- Кто он? – испугались части речи.
- Это профессор Ошибкин.
- Ах, так это не Причастие! – облегченно вздохнули посетители.
- Нет, нет. Это Причастие. Профессор Ошибкин – создатель этого шедевра. Какая безответственность! Создать новую часть речи и не подумать о том, как она будет жить, не позаботиться о её дальнейшей судьбе. Мы и то не решаемся вступить в соревнование с великим Грамматиком, чтим законы, которые он нам оставил, а этот самонадеяннй самоучка!
- Что же делать, что делать? – заплакали Глагол и Причастие.
- Что – что! Выращивать будем, воспитывать, исследовать. Внедрять в речь!
Так появилось в русском языке Причастие.

Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.
2 945
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Сложноподчиненное предложения с несколькими придаточными
Сложноподчиненное предложения с несколькими придаточными
г. Актобе, Казахская средняя общеобразовательная школа №33. Учитель русского языка и литературы Жамалова Алтынай Аскербековна
Простые и составные числительные
Простые и составные числительные
Актюбинская область, г. Алга, средняя школа № 2 им. В. И. Пацаева Ермагамбетова Жумагуль Сагинбаевна, учитель русского языка и литературы в казахской школе
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
Актюбинская область, г. Алга, средняя школа № 2 им. В. И. Пацаева Ермагамбетова Жумагуль Сагинбаевна, учитель русского языка и литературы в казахской школе
Сложноподчиненные предложение с придаточными времени
Сложноподчиненные предложение с придаточными времени
Мергалиева Светлана учительница русского языка и литературы ср. школа имени Абая, п. Бейнеу, Мангистауская обл.
Урок обобщающего контроля по теме «Сложноподчиненные предложения»
Урок обобщающего контроля по теме «Сложноподчиненные предложения»
Жакашева Улбал Бейсенбаевна Алматы облысы, Райымбек ауданы, Жалаңаш селосы, Жамал Ермегияев атындағы орта мектеп орыс тілі пәні мұғалімі тәрбие ісі жөніндегі орынбасары
Морфология. Союз
Морфология. Союз
Бегентаева Газиза Алайдаровна учитель русского языка и литературы Жанакорганского района Кызылординской области
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×