Разноспрягаемые глаголы
Тема урока: Разноспрягаемые глаголы.
Цели урока
- познакомить учащихся с разноспрягаемыми глаголами, показать
особенности их спряжения;
- формировать умение правильно писать окончания в данных глаголах, употреблять их, соблюдая нормы;
- воспитывать любовь и интерес к родному языку.
^ Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: таблицы в учебнике; слова - синонимы, записанные на доске;
карточки с текстом.
Ход урока.
Давайте вспомним, какую часть речи называют глаголом?
• А сколько спряжений существует у глагола?
• Какие глаголы мы относим ко II спряжению?
• А какие глаголы мы относим к I спряжению?
II Сообщение темы, постановка цели урока.
Есть в русском языке и такие глаголы, которые называются разноспрягаемыми.
Сегодня на уроке мы познакомимся с этими глаголами, рассмотрим особенности их спряжения и узнаем, почему они так называются, а также будем работать над формированием умения правильно писать окончания в данных глаголах, употреблять их, соблюдая нормы.
Сейчас откройте тетради, запишите число и тему урока: «Разноспрягаемые глаголы».
^ III Изучение нового материала.
В русском языке к разноспрягаемым глаголам относят глаголы хотеть и бежать, а также образованные от них глаголы.
1. Откройте учебники на стр. 170, пп. 80.
Рассмотрите таблицу.
• Почему эти глаголы называются разноспрягаемыми? Докажите.
• В каких лицах глагол бежать имеет окончание II спряжения?
• В какой форме глагол бежать имеет окончание I спряжения?
• В каком числе глагол хотеть изменяется по I спряжению?
• В какой форме глагол хотеть имеет окончания II спряжения?
• Какое фонетическое явление происходит при изменении этих глаголов?
• Какую ошибку в употреблении глагола хотеть мы чаще всего допускаем?
Кроме глаголов хотеть и бежать существуют еще глаголы особого спряжения – дать, есть и образованные от них.
В чем же их особенность?
2. Рассмотрим таблицу на стр. 170, пп. 80.
Обратите внимание на выделенное окончание и назовите остальные окончания глаголов есть, дать.
• Что вы можете сказать об окончаниях этих глаголов?
• Одинаковые ли основы у этих глаголов в единственном и множественном числе?
• В чем особенность спряжения этих глаголов?
IV Закрепление изученного материала.
Сейчас давайте потренируемся находить разноспрягаемые глаголы в тексте.
^ 1. Записать предложения. Найти и подчеркнуть как члены предложения разноспрягаемые глаголы. Выделить окончание. Указать их время, лицо, число.
Облака бегут (наст. вр., 3л., ед. ч., по I спр.) быстрей, небо стало выше. По дороге зимней. Скучной тройка борзая бежит (наст. вр., 3л., ед. ч., по II спр.). Мы не хотим (наст. вр., 2л., мн. ч., по II спр.) войны. Люди планеты хотят (наст. вр., 3л., мн. ч., по II спр.) жить в мире со всеми. Он хочет (наст. вр., 3л., ед. ч., по I спр.) научиться всему хорошему.
^ 2. Употребление разноспрягаемых глаголов.
Посмотрите на слова, записанные на доске. Как они называются?
У вас на столах лежит текст. Прочитайте его, вставляя на место пропусков подходящие синонимы из тех, что записаны на доске. хотеть
желать
стремиться
жаждать
мечтать
хотеться
Лексическая работа.
Обратимся к глаголам - синонимам есть и кушать. Что они обозначают? Каково их лексическое значение.
Прослушайте небольшое стихотворение А. Барто. В каком предложении глагол «есть» обозначает «кушать», «поедать пищу»?
Разделите все на всех.
Вам орех,
Нам орех…
Все у всех,
Ребята, есть?
Начинайте есть!
• Назовите синонимы глагола «есть»: кушать, лопать (груб.- прост.), уплетать (разг.), уписывать (разг.).
Несмотря на то, что глаголы есть и кушать, в сущности, обозначают одно и то же, стилистические условия употребления этих слов различны.
Глагол кушать имеет оттенок вежливости и обычно применяется лишь для приглашения когони будь к еде (Например: Кушайте, пожалуйста.), а также ласково по отношению к детям (Например: Кушай кашку, Коля.).
Глагол кушать не употребляется в первых лицах. Неправильно говорить: я кушаю, мы кушаем. Надо: я ем, мы едим, я хочу есть.
Составление диалога.
Упражнение 448, стр. 171. Составить и записать диалог на тему «За завтраком», включив в него глаголы есть, кушать.
4. Работа с текстом.
Прослушайте текст, выпишите из него глаголы есть и кушать, определите время, лицо, число этих глаголов.
Воспитанный в степенной крестьянской семье, Ваня Солнцев знал, что он ест крайне неприлично. Приличие требовало, чтобы он ел не спеша, вытирал ложку хлебом.
Приличие требовало также, чтобы он время от времени отодвигал от себя котелок и говорил: «Много благодарен за хлеб, соль. Сыт, хватит»,- и не приступал бы к еде раньше, чем его трижды не попросят: «Милости просим, кушайте еще».
V Задание на дом: пп. 80, стр. 170 - 171; упр. 449.
VI Подведение итогов урока.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
• Почему глаголы хотеть, бежать называются разноспрягаемыми?
• В чем особенность спряжения глаголов есть, дать?
• В каких случаях нужно использовать в речи глагол есть, а в каких – кушать?
Цели урока
- познакомить учащихся с разноспрягаемыми глаголами, показать
особенности их спряжения;
- формировать умение правильно писать окончания в данных глаголах, употреблять их, соблюдая нормы;
- воспитывать любовь и интерес к родному языку.
^ Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: таблицы в учебнике; слова - синонимы, записанные на доске;
карточки с текстом.
Ход урока.
Давайте вспомним, какую часть речи называют глаголом?
• А сколько спряжений существует у глагола?
• Какие глаголы мы относим ко II спряжению?
• А какие глаголы мы относим к I спряжению?
II Сообщение темы, постановка цели урока.
Есть в русском языке и такие глаголы, которые называются разноспрягаемыми.
Сегодня на уроке мы познакомимся с этими глаголами, рассмотрим особенности их спряжения и узнаем, почему они так называются, а также будем работать над формированием умения правильно писать окончания в данных глаголах, употреблять их, соблюдая нормы.
Сейчас откройте тетради, запишите число и тему урока: «Разноспрягаемые глаголы».
^ III Изучение нового материала.
В русском языке к разноспрягаемым глаголам относят глаголы хотеть и бежать, а также образованные от них глаголы.
1. Откройте учебники на стр. 170, пп. 80.
Рассмотрите таблицу.
• Почему эти глаголы называются разноспрягаемыми? Докажите.
• В каких лицах глагол бежать имеет окончание II спряжения?
• В какой форме глагол бежать имеет окончание I спряжения?
• В каком числе глагол хотеть изменяется по I спряжению?
• В какой форме глагол хотеть имеет окончания II спряжения?
• Какое фонетическое явление происходит при изменении этих глаголов?
• Какую ошибку в употреблении глагола хотеть мы чаще всего допускаем?
Кроме глаголов хотеть и бежать существуют еще глаголы особого спряжения – дать, есть и образованные от них.
В чем же их особенность?
2. Рассмотрим таблицу на стр. 170, пп. 80.
Обратите внимание на выделенное окончание и назовите остальные окончания глаголов есть, дать.
• Что вы можете сказать об окончаниях этих глаголов?
• Одинаковые ли основы у этих глаголов в единственном и множественном числе?
• В чем особенность спряжения этих глаголов?
IV Закрепление изученного материала.
Сейчас давайте потренируемся находить разноспрягаемые глаголы в тексте.
^ 1. Записать предложения. Найти и подчеркнуть как члены предложения разноспрягаемые глаголы. Выделить окончание. Указать их время, лицо, число.
Облака бегут (наст. вр., 3л., ед. ч., по I спр.) быстрей, небо стало выше. По дороге зимней. Скучной тройка борзая бежит (наст. вр., 3л., ед. ч., по II спр.). Мы не хотим (наст. вр., 2л., мн. ч., по II спр.) войны. Люди планеты хотят (наст. вр., 3л., мн. ч., по II спр.) жить в мире со всеми. Он хочет (наст. вр., 3л., ед. ч., по I спр.) научиться всему хорошему.
^ 2. Употребление разноспрягаемых глаголов.
Посмотрите на слова, записанные на доске. Как они называются?
У вас на столах лежит текст. Прочитайте его, вставляя на место пропусков подходящие синонимы из тех, что записаны на доске. хотеть
желать
стремиться
жаждать
мечтать
хотеться
Лексическая работа.
Обратимся к глаголам - синонимам есть и кушать. Что они обозначают? Каково их лексическое значение.
Прослушайте небольшое стихотворение А. Барто. В каком предложении глагол «есть» обозначает «кушать», «поедать пищу»?
Разделите все на всех.
Вам орех,
Нам орех…
Все у всех,
Ребята, есть?
Начинайте есть!
• Назовите синонимы глагола «есть»: кушать, лопать (груб.- прост.), уплетать (разг.), уписывать (разг.).
Несмотря на то, что глаголы есть и кушать, в сущности, обозначают одно и то же, стилистические условия употребления этих слов различны.
Глагол кушать имеет оттенок вежливости и обычно применяется лишь для приглашения когони будь к еде (Например: Кушайте, пожалуйста.), а также ласково по отношению к детям (Например: Кушай кашку, Коля.).
Глагол кушать не употребляется в первых лицах. Неправильно говорить: я кушаю, мы кушаем. Надо: я ем, мы едим, я хочу есть.
Составление диалога.
Упражнение 448, стр. 171. Составить и записать диалог на тему «За завтраком», включив в него глаголы есть, кушать.
4. Работа с текстом.
Прослушайте текст, выпишите из него глаголы есть и кушать, определите время, лицо, число этих глаголов.
Воспитанный в степенной крестьянской семье, Ваня Солнцев знал, что он ест крайне неприлично. Приличие требовало, чтобы он ел не спеша, вытирал ложку хлебом.
Приличие требовало также, чтобы он время от времени отодвигал от себя котелок и говорил: «Много благодарен за хлеб, соль. Сыт, хватит»,- и не приступал бы к еде раньше, чем его трижды не попросят: «Милости просим, кушайте еще».
V Задание на дом: пп. 80, стр. 170 - 171; упр. 449.
VI Подведение итогов урока.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
• Почему глаголы хотеть, бежать называются разноспрягаемыми?
• В чем особенность спряжения глаголов есть, дать?
• В каких случаях нужно использовать в речи глагол есть, а в каких – кушать?
Жаңалықтар
Времена глагола
Цели обучения, которым посвящен урок 2. 2. 3. 1 участвовать в речевой ситуации на определенную тему, понимать, о чем говорит собеседник; соблюдать речевые нормы;
Личные окончания глаголов
Солтүстік Қазақстан облысы, Петропавл қаласы, Қазақ мектеп - гимназиясының орыс тілі мен әдебиеті мұғалімі Сагдеева Алтын Жұмабекқызы
Правописание – тся и – ться в глаголах
СҚО, Шал ақын ауданы, Жаңажол орта мектебінің орыс тілі пәні мұғалімі Сулейменова Сауле Алибековна
Глагол - сказуемое
г. Шымкент Основная средняя школа № 76 им. Мырзашева учительницы русского языка Бугибаева Сурайё Тулкиновна
Глагол
Арипова Гульзат Орынбековна Учитель русского языка и литературы Актюбинская область, Айтекебиский район, с. Жабасак
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.