Обстоятельство-существительное в дательном падеже
Тема: Обстоятельство - существительное в дательном падеже
Цели: Продолжение знакомства с обстоятельством, выраженное существительным, ознакомление обстоятельством - существительным в дательном падеже;
Расширить кругозор учащихся и обогатить словарный состав;
Воспитать у учащихся любовь к окружающей среде, уважение к друг другу, положительное отношение к предмету и интерес к изучению языков.
Тип урока: Продолжение знакомства с обстоятельством
Вид урока: Урок - игра
Метод урока: Обучающий, поисковый, словесный
Оборудования: Учебник, интерактивная доска, карточки - подснежники,
корзинки, конверт.
Ход урока:
1. Организационный момент
Приветствие
Психологический настрой
2. Опрос домашнего задания
3. Новая тема
– Ребята, тема сегодняшнего урока «Обстоятельство - существительное в дательном падеже». Целью урока является: во - первых, продолжение знакомства с обстоятельством, выраженной существительным, во - вторых, расширение кругозора и обогащение словарного запаса и в - третьих, воспитать любовь к окружающей среде, положительное отношение к предмету интерес к изучению языков. Сегодня у нас не простой урок, мы проводим урок в виде игры. Наша игра состоит из 5 туров. Прежде чем начать урок, делимся на две команды. Команды «Снежок» и «Подснежник». Вы знаете сказку С. Маршака «Двенадцать месяцев»? Героиня этой сказки – Падчерица послала вам письмо.
Письмо падчерицы
Здравствуйте, ребята! Наша королева издала указ о том, чтобы сейчас была доставлена во дворец полная корзина подснежников, за что обещает наполнить корзину золотом. Помогите мне собрать подснежники.
– Падчерица отправилась в лес и увидела, как пылает костёр в небольшой поляне. Вокруг сидят двенадцать братьев. Падчерица объяснила им свой визит и братья помогли ей. Наступила весна среди зимы. У нас мало времени, давайте быстрее соберём подснежники. А для того, чтобы собрать подснежники, мы должны ответить на вопросы. Перед командами стоят корзины, а каждая команда соберёт в свою корзину подснежники, выполнив задания. Так обе команды помогут собрать падчерице подснежники.
I этап
Ответьте на вопросы:
– Что такое обстоятельство?
– Дайте определение существительному.
– Сколько падежей в русском языке и на какие вопросы они отвечают?
– Приведите пример обстоятельству.
– Хорошо. Сегодня мы продолжим с вами знакомство с обстоятельством.
Дети бегут (куда?) к реке.
Лодка плывет (куда?) к берегу.
Дети подбежали (к кому?) к учителю.
– Назовите существительные, которые употреблены в дательном падеже с предлогом к.
(к реке, к берегу, к учителю)
– А теперь задавайте вопросы.
(куда? к реке; куда? к берегу; к кому? к учителю)
– Правильно! Эти существительные, то есть существительные, которые употреблены в дательном падеже с предлогом к обозначает предмет или лицо, к которому приближается другой предмет или лицо, отвечает на вопросы куда? к чему? к кому?
Например: Ученик идет (куда?) к доске.
Я подошёл (к кому?) к брату.
Здесь ученик приближается к доске, а я к брату.
Но мы должны различать члены предложения, когда употреблены существительные в дательном падеже с предлогом к.
Если существительные отвечают на вопрос куда? – является обстоятельством, а если отвечают на вопрос к кому? – то является дополнением.
– Существительные каждого рода имеют разные окончания, когда отвечают на вопрос куда?
Куда?
Ж. р. имеют окончания - е, - и: к доске, к яблони.
М. р. и ср. р. имеют окончания - у, - ю: к берегу, к учителю.
Выполнение упражнений
II этап
– Ребята, посмотрите, на полянке подснежники, падчерица должна собрать их, а мы сейчас выполним упражнение намеченное кружном.
1) чтение текста «Первый цветок весны» учителем;
2) чтение текста учащимися;
3) словарная работа:
выглядеть – көріну
перепутать – шатастыру
вмешаться – кірісу
4) беседа по содержанию материала:
– Где шёл разговор о цветах?
– Откуда пришли дети, которые решали, как выглядит первый весенний цветок?
– Что сказал мальчик о подснежнике, который собирает в феврале?
– Каким себе представил мальчик подснежника, который собирает в марте?
– Что ответил мальчик, который собирает подснежники в апреле?
– Как вы думаете, кто же из ребят прав?
III этап
Упражнение 2
Запишите предложения, поставив вместо многоточек сущуствительные в дательном падеже с предлогом к и определить, каким членом предложения они являются.
Образец: Мы подъехали на машине к стадиону.
IV этап
Упражнение 3
Скажите, к чему вы подойдёте, если вам надо:
Образец:
1) отправить письмо – к почте;
– Вы правильно выполнили это упражнение, поэтому получаете подснежники.
V этап
5. Закрепление материала
Вспомните, о чём мы сегодня говорили на уроке?
– Что обозначают существительные, которые употреблены в дательном падеже с предлогом к?
– На какие вопросы отвечают существительные, которые употреблены в дательном падеже с предлогом к?
– Найдите в предложении обстоятельство, который отвечает на вопрос куда?
Ученик идёт к доске.
– Какие окончания имеют существительные женского, мужского и среднего рода, употреблённые в дательном падеже с предлогом к?
6. Итог урока
– Молодцы, вы сегодня помогли падчерице собрать подснежники. Она вам благодарна. Теперь посчитаем сколько подснежников вы собрали.
7. Выставление оценок
8. Домашнее задание
Упражнение 4
Выразительно прочитайте стихотворение, озаглавьте его. Поставьте вопросы к выделенным существительным.
Цели: Продолжение знакомства с обстоятельством, выраженное существительным, ознакомление обстоятельством - существительным в дательном падеже;
Расширить кругозор учащихся и обогатить словарный состав;
Воспитать у учащихся любовь к окружающей среде, уважение к друг другу, положительное отношение к предмету и интерес к изучению языков.
Тип урока: Продолжение знакомства с обстоятельством
Вид урока: Урок - игра
Метод урока: Обучающий, поисковый, словесный
Оборудования: Учебник, интерактивная доска, карточки - подснежники,
корзинки, конверт.
Ход урока:
1. Организационный момент
Приветствие
Психологический настрой
2. Опрос домашнего задания
3. Новая тема
– Ребята, тема сегодняшнего урока «Обстоятельство - существительное в дательном падеже». Целью урока является: во - первых, продолжение знакомства с обстоятельством, выраженной существительным, во - вторых, расширение кругозора и обогащение словарного запаса и в - третьих, воспитать любовь к окружающей среде, положительное отношение к предмету интерес к изучению языков. Сегодня у нас не простой урок, мы проводим урок в виде игры. Наша игра состоит из 5 туров. Прежде чем начать урок, делимся на две команды. Команды «Снежок» и «Подснежник». Вы знаете сказку С. Маршака «Двенадцать месяцев»? Героиня этой сказки – Падчерица послала вам письмо.
Письмо падчерицы
Здравствуйте, ребята! Наша королева издала указ о том, чтобы сейчас была доставлена во дворец полная корзина подснежников, за что обещает наполнить корзину золотом. Помогите мне собрать подснежники.
– Падчерица отправилась в лес и увидела, как пылает костёр в небольшой поляне. Вокруг сидят двенадцать братьев. Падчерица объяснила им свой визит и братья помогли ей. Наступила весна среди зимы. У нас мало времени, давайте быстрее соберём подснежники. А для того, чтобы собрать подснежники, мы должны ответить на вопросы. Перед командами стоят корзины, а каждая команда соберёт в свою корзину подснежники, выполнив задания. Так обе команды помогут собрать падчерице подснежники.
I этап
Ответьте на вопросы:
– Что такое обстоятельство?
– Дайте определение существительному.
– Сколько падежей в русском языке и на какие вопросы они отвечают?
– Приведите пример обстоятельству.
– Хорошо. Сегодня мы продолжим с вами знакомство с обстоятельством.
Дети бегут (куда?) к реке.
Лодка плывет (куда?) к берегу.
Дети подбежали (к кому?) к учителю.
– Назовите существительные, которые употреблены в дательном падеже с предлогом к.
(к реке, к берегу, к учителю)
– А теперь задавайте вопросы.
(куда? к реке; куда? к берегу; к кому? к учителю)
– Правильно! Эти существительные, то есть существительные, которые употреблены в дательном падеже с предлогом к обозначает предмет или лицо, к которому приближается другой предмет или лицо, отвечает на вопросы куда? к чему? к кому?
Например: Ученик идет (куда?) к доске.
Я подошёл (к кому?) к брату.
Здесь ученик приближается к доске, а я к брату.
Но мы должны различать члены предложения, когда употреблены существительные в дательном падеже с предлогом к.
Если существительные отвечают на вопрос куда? – является обстоятельством, а если отвечают на вопрос к кому? – то является дополнением.
– Существительные каждого рода имеют разные окончания, когда отвечают на вопрос куда?
Куда?
Ж. р. имеют окончания - е, - и: к доске, к яблони.
М. р. и ср. р. имеют окончания - у, - ю: к берегу, к учителю.
Выполнение упражнений
II этап
– Ребята, посмотрите, на полянке подснежники, падчерица должна собрать их, а мы сейчас выполним упражнение намеченное кружном.
1) чтение текста «Первый цветок весны» учителем;
2) чтение текста учащимися;
3) словарная работа:
выглядеть – көріну
перепутать – шатастыру
вмешаться – кірісу
4) беседа по содержанию материала:
– Где шёл разговор о цветах?
– Откуда пришли дети, которые решали, как выглядит первый весенний цветок?
– Что сказал мальчик о подснежнике, который собирает в феврале?
– Каким себе представил мальчик подснежника, который собирает в марте?
– Что ответил мальчик, который собирает подснежники в апреле?
– Как вы думаете, кто же из ребят прав?
III этап
Упражнение 2
Запишите предложения, поставив вместо многоточек сущуствительные в дательном падеже с предлогом к и определить, каким членом предложения они являются.
Образец: Мы подъехали на машине к стадиону.
IV этап
Упражнение 3
Скажите, к чему вы подойдёте, если вам надо:
Образец:
1) отправить письмо – к почте;
– Вы правильно выполнили это упражнение, поэтому получаете подснежники.
V этап
5. Закрепление материала
Вспомните, о чём мы сегодня говорили на уроке?
– Что обозначают существительные, которые употреблены в дательном падеже с предлогом к?
– На какие вопросы отвечают существительные, которые употреблены в дательном падеже с предлогом к?
– Найдите в предложении обстоятельство, который отвечает на вопрос куда?
Ученик идёт к доске.
– Какие окончания имеют существительные женского, мужского и среднего рода, употреблённые в дательном падеже с предлогом к?
6. Итог урока
– Молодцы, вы сегодня помогли падчерице собрать подснежники. Она вам благодарна. Теперь посчитаем сколько подснежников вы собрали.
7. Выставление оценок
8. Домашнее задание
Упражнение 4
Выразительно прочитайте стихотворение, озаглавьте его. Поставьте вопросы к выделенным существительным.
Жаңалықтар
Винительный падеж
Западно – Казахстанский область, Жангалинский район, Школа имени Ә. Жангелдина Учитель русского языка и литературы Сарсенова Кулан Калекенова
Обстоятельство - существительное в дательном падеже
Маңғыстау облысы, Бейнеу ауданы, "Манашы орта мектебі" ММ орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Базарбаева Жаннат
Предложный падеж существительного
Казалинский район, Средняя школа №78 Учитель русского языка и литературы З. А. Кургашева
Урок-соревнование по теме «Обстоятельство».
Маңғыстау облысы, Бейнеу ауданы, Сарға ауылында "Жанкелдин орта мектебі" ММ-де орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Халиманова Қамажай Шаңдықызы
Имя существительное
Арипова Гульзат Орынбековна Учитель русского языка и литературы Актюбинская область, Айтекебиский район, с. Жабасак
Звери зимой
Рзаева Асем Учитель русского языка и литературы Кызылординская область, Жанакорганский район, сш №54 им. Ж. Кыдырова
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.