Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»
Какиева Гульсара Климовна,
учитель русского языка и литературы Белогорская СШ
ЗКО, Чингирлауский р - н, п. Белогорка
Литературное чтение 7 класс.
Тема урока: Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей».
Цели урока: 1. Ознакомить с баснями Ивана Андреевича Крылова, с его биографией. 2. Учить отличать басню от других литературных жанров, находить главную мысль басни, мораль, подбирать пословицы и соотносить их с текстом, учить учащихся анализировать и делать выводы. 3. Развивать логическое мышление, творческие способности, память, внимание, речь. 4. Воспитывать интерес к чтению, трудолюбие.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебники.
Ход урока:
I. Организационный момент. (Проверка готовности к уроку, распределение детей на рабочие группы с осуществлением личностно - ориентированного подхода, психологический настрой)
Психологический настрой
Каждый день – всегда, везде,
На уроках и в игре
Смело, четко говорим,
И тихонечко сидим.
II. Проверка домашнего задания.
1. - На прошлом уроке, мы познакомились с лирикой Востока средних веков. Познакомились с произведением «Рассказ о винограде» знаменитого поэта XIII века - Руми.
- На какие темы были написаны произведения Руми? Кратко расскажите о поэте Руми.
2. Выразительное чтение произведения 2 - 3 учениками.
3. Ответьте на вопрос: чему учит Руми? (единству, миру, спокойствию, доброте)
ІІІ. Изучение нового материала.
Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством еще одного автора. Он не пишет сказки, рассказы. Он – баснописец, пишет басни. Это – Крылов Иван Андреевич.
Скажите, что такое басня?
Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки. В басне обязательно есть мораль, которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни.
1. Знакомство с биографией писателя. (Слайд)
И. А. Крылов (1769 — 1844)
Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Семья была бедной и Ваня не смог получить в детстве хорошего образования. В свободное время мальчик читал книги из отцовского сундучка, восполняя тем самым недостаток образования. Хоть и образование будущий баснописец получил скудное, но обладая исключительными способностями, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, стал одним из самых просвещенных людей своего времени. Свою литературную деятельность Иван Андреевич Крылов начал как драматург. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. Писать басни он начал в 37 лет и подписывался «Нави Волырк». Крылов написал более 200 басен, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Живой народный язык, комические ситуации, узнаваемость героев принесли Крылову славу русского баснописца, т. е. популярность басен была огромна уже при жизни поэта. Басни Крылова переводили на казахский язык Абай Кунанбаев и Ахмет Байтурсынов.
2. Анализ названия произведения и иллюстрации к нему.
– Догадайтесь, как называется басня, с которой мы сегодня будем знакомиться?
Отгадайте загадки.
На ромашку у ворот опустился вертолет
Золотистые глаза. Кто же это? (коза стре.)
Я работаю в артели
У корней лохматой ели
По буграм тащу бревно
Больше плотника оно. (вей мура)
“Стрекоза и муравей”
– Какими вы представляете себе Стрекозу? Муравья? Нарисуйте по желанию стрекозу или муравья (оцениваются самые лучшие рисунки).
3. Выразительное чтение басни учителем, а затем учащимися. Прочитайте басню по «цепочке» и отмечайте непонятные, малоизвестные для вас слова.
IV. Физкультминутка.
Вот такая стрекоза, как горошины глаза (руки на уровне глаз),
А сама как вертолет: влево, вправо, назад, вперед (повороты туловища во все стороны)
И на травушке – роса, и на кустиках – роса (приседание, наклоны туловища).
Мы ладошки отряхнули – улетела стрекоза (взмахи ладонями, руками).
Попрыгунья испугалась – только песенка осталась: «Д - зз, д - зз» (имитируют полет)
Утром стрекоза проснулась, потянулась, улыбнулась (потягиваются, улыбаются),
Раз – росой она умылась (имитируют умывание),
Два – изящно покружилась (кружатся),
Три – нагнулась и присела, на четыре – полетела,
У реки остановилась, над водою закружилась.
V. Словарная работа.
– Догадайтесь, по какому принципу написаны данные незнакомые слова, прочитайте их.
– Объясните значение данных слов. Чтение в обратном порядке.
МУК – крёстный отец по отношению к родителям крестника; (тамыр)
АДЖУН – бедность, нищета; (мұқтаждық, зәрулік)
АВАРУМ – молодая трава; (жаңадан шыққан шөп)
ЕИНШЕВ ИНД – весенние дни.(көктемгі күндер)
VI. Игровой момент «Кто быстрее?». Класс делится на две команды. Какая из команд быстрее подберет по смыслу высказывания.
Зима катит в глаза.
В мягких муравах у нас.
Голову вскружило.
Оглянуться не успела.
В ум пойдет.
Помертвело чисто поле.
Злой тоской удручена.
Забыла обо всем.
Не хочется думать.
Неожиданно наступила зима.
Быстро прошло.
В поле стоит мёртвая тишина.
Тоскует.
В мягкой траве у нас.
VII. Анализ басни
• В какое время года происходит действие? (Осень.)
• Назовите главных героев басни. (Стрекоза. Муравей.)
• К кому пришла Стрекоза с наступлением зимы? (К муравью.)
• О чем стала просить Муравья? (Приютить.)
• Как отнесся Муравей к ее просьбе? (Отказал.)
VIII. Самостоятельная работа в тетради.
Соединить начало и конец пословиц.
Докажите, какая из данных пословиц больше подходит к тексту басни.
Без труда --------------- да людей не смеши
Делу время ------------ гуляй смело
Без дела жить --------- потехе час
Делом спеши ---------- нет добра
Кончил дело ----------- только небо коптить
IX. Итог урока:
Было вам, ребята, интересно на уроке? Что вам больше всего понравилась?
А чем мы занимались на уроке?
Как называется басня, с которой мы сегодня познакомились? Кто автор басни?
Что такое басня?
Назовите героев басни.
Чему учит нас басня? (трудолюбию)
Кто из них вам более симпатичен? Почему?
X. Домашнее задание: стр. 118. читать выразительно басню «Лебедь, щука и рак».
XІ. Комментирование оценок.
Просмотр мультфильма «Стрекоза и муравей».
Толық нұсқасын жүктеу
Слайдын жүктеу
учитель русского языка и литературы Белогорская СШ
ЗКО, Чингирлауский р - н, п. Белогорка
Литературное чтение 7 класс.
Тема урока: Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей».
Цели урока: 1. Ознакомить с баснями Ивана Андреевича Крылова, с его биографией. 2. Учить отличать басню от других литературных жанров, находить главную мысль басни, мораль, подбирать пословицы и соотносить их с текстом, учить учащихся анализировать и делать выводы. 3. Развивать логическое мышление, творческие способности, память, внимание, речь. 4. Воспитывать интерес к чтению, трудолюбие.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебники.
Ход урока:
I. Организационный момент. (Проверка готовности к уроку, распределение детей на рабочие группы с осуществлением личностно - ориентированного подхода, психологический настрой)
Психологический настрой
Каждый день – всегда, везде,
На уроках и в игре
Смело, четко говорим,
И тихонечко сидим.
II. Проверка домашнего задания.
1. - На прошлом уроке, мы познакомились с лирикой Востока средних веков. Познакомились с произведением «Рассказ о винограде» знаменитого поэта XIII века - Руми.
- На какие темы были написаны произведения Руми? Кратко расскажите о поэте Руми.
2. Выразительное чтение произведения 2 - 3 учениками.
3. Ответьте на вопрос: чему учит Руми? (единству, миру, спокойствию, доброте)
ІІІ. Изучение нового материала.
Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством еще одного автора. Он не пишет сказки, рассказы. Он – баснописец, пишет басни. Это – Крылов Иван Андреевич.
Скажите, что такое басня?
Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки. В басне обязательно есть мораль, которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни.
1. Знакомство с биографией писателя. (Слайд)
И. А. Крылов (1769 — 1844)
Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Семья была бедной и Ваня не смог получить в детстве хорошего образования. В свободное время мальчик читал книги из отцовского сундучка, восполняя тем самым недостаток образования. Хоть и образование будущий баснописец получил скудное, но обладая исключительными способностями, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, стал одним из самых просвещенных людей своего времени. Свою литературную деятельность Иван Андреевич Крылов начал как драматург. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. Писать басни он начал в 37 лет и подписывался «Нави Волырк». Крылов написал более 200 басен, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Живой народный язык, комические ситуации, узнаваемость героев принесли Крылову славу русского баснописца, т. е. популярность басен была огромна уже при жизни поэта. Басни Крылова переводили на казахский язык Абай Кунанбаев и Ахмет Байтурсынов.
2. Анализ названия произведения и иллюстрации к нему.
– Догадайтесь, как называется басня, с которой мы сегодня будем знакомиться?
Отгадайте загадки.
На ромашку у ворот опустился вертолет
Золотистые глаза. Кто же это? (коза стре.)
Я работаю в артели
У корней лохматой ели
По буграм тащу бревно
Больше плотника оно. (вей мура)
“Стрекоза и муравей”
– Какими вы представляете себе Стрекозу? Муравья? Нарисуйте по желанию стрекозу или муравья (оцениваются самые лучшие рисунки).
3. Выразительное чтение басни учителем, а затем учащимися. Прочитайте басню по «цепочке» и отмечайте непонятные, малоизвестные для вас слова.
IV. Физкультминутка.
Вот такая стрекоза, как горошины глаза (руки на уровне глаз),
А сама как вертолет: влево, вправо, назад, вперед (повороты туловища во все стороны)
И на травушке – роса, и на кустиках – роса (приседание, наклоны туловища).
Мы ладошки отряхнули – улетела стрекоза (взмахи ладонями, руками).
Попрыгунья испугалась – только песенка осталась: «Д - зз, д - зз» (имитируют полет)
Утром стрекоза проснулась, потянулась, улыбнулась (потягиваются, улыбаются),
Раз – росой она умылась (имитируют умывание),
Два – изящно покружилась (кружатся),
Три – нагнулась и присела, на четыре – полетела,
У реки остановилась, над водою закружилась.
V. Словарная работа.
– Догадайтесь, по какому принципу написаны данные незнакомые слова, прочитайте их.
– Объясните значение данных слов. Чтение в обратном порядке.
МУК – крёстный отец по отношению к родителям крестника; (тамыр)
АДЖУН – бедность, нищета; (мұқтаждық, зәрулік)
АВАРУМ – молодая трава; (жаңадан шыққан шөп)
ЕИНШЕВ ИНД – весенние дни.(көктемгі күндер)
VI. Игровой момент «Кто быстрее?». Класс делится на две команды. Какая из команд быстрее подберет по смыслу высказывания.
Зима катит в глаза.
В мягких муравах у нас.
Голову вскружило.
Оглянуться не успела.
В ум пойдет.
Помертвело чисто поле.
Злой тоской удручена.
Забыла обо всем.
Не хочется думать.
Неожиданно наступила зима.
Быстро прошло.
В поле стоит мёртвая тишина.
Тоскует.
В мягкой траве у нас.
VII. Анализ басни
• В какое время года происходит действие? (Осень.)
• Назовите главных героев басни. (Стрекоза. Муравей.)
• К кому пришла Стрекоза с наступлением зимы? (К муравью.)
• О чем стала просить Муравья? (Приютить.)
• Как отнесся Муравей к ее просьбе? (Отказал.)
VIII. Самостоятельная работа в тетради.
Соединить начало и конец пословиц.
Докажите, какая из данных пословиц больше подходит к тексту басни.
Без труда --------------- да людей не смеши
Делу время ------------ гуляй смело
Без дела жить --------- потехе час
Делом спеши ---------- нет добра
Кончил дело ----------- только небо коптить
IX. Итог урока:
Было вам, ребята, интересно на уроке? Что вам больше всего понравилась?
А чем мы занимались на уроке?
Как называется басня, с которой мы сегодня познакомились? Кто автор басни?
Что такое басня?
Назовите героев басни.
Чему учит нас басня? (трудолюбию)
Кто из них вам более симпатичен? Почему?
X. Домашнее задание: стр. 118. читать выразительно басню «Лебедь, щука и рак».
XІ. Комментирование оценок.
Просмотр мультфильма «Стрекоза и муравей».
Толық нұсқасын жүктеу
Слайдын жүктеу
Жаңалықтар
С. Михалков «Слон - живописец»
Продолжение работы по формированию у учащихся понятия о басне, её особенностях, знакомство с содержанием басни С. Михалкова «Слон - живописец»;
С. Михалков «Слон - живописец»
Продолжение работы по формированию у учащихся понятия о басне, её особенностях, знакомство с содержанием басни С. Михалкова «Слон - живописец»;
Краткосрочный план
Гумарова Жумазия Орынгалиевна учитель русского языка и литературы СОШ - детсад им. А. Кусаинова, Бокейордийнского района, п. Муратсай.
Басня С.Михалкова «Муха и пчела»
Теректинская средняя школа №1 Курчумского района Восточно - Казахстанской области учитель русского языка и литературы, Уркунева Рената Турсынхановна
Урок по творчеству Ивана Андреевича Крылова
Актюбинская область, Уилский район, Уилская казахская средняя школа учитель русского языка и литературы Атагалиева Лариса Амановна
Стрекоза и Муравей
Кызылординская область, Жанакорганский район, село Бесарык, средняя школа №54 имени Ж. Кыдырова Учитель русского языка и литературы Асем Рзаева
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.