Защищая природу, человек защищает себя (повторение деепричастия 8 класс)
Урок русского языка в 8 классе.
Тема: «Защищая природу, человек защищает себя».
(Повторение деепричастия)
Цели: а) систематизировать знания о деепричастии как особой форме глагола;
б) развить умение определять деепричастия: грамматические
особенности, место и роль, употребление в речи;
в) воспитание бережного отношения к природе, умения видеть ее красоту.
Ход урока:
І. Организационный момент.
Побуждение (вызов)
1. Вступительное слово Учителя:
Добрый день, ребята. Тема нашего урока «Зашишая природу, человек защищает себя». На фоне этой темы мы повторим все, что знаем о деепричастии как особой форме глагола. Эпиграфом к нашему уроку будут служить слова знаменитого Ф. Ларошфуко, который говорил: «Природа всегда правдива, всегда сурова, всегда права. А промахи и удачи – это удел человека. Человека неспособного её ценить – она презирает. И только добрым, чистым и честным раскрывает свои объятья».
2. Проверка домашнего задания. (фронтальный опрос по теме).
Кто со мной поспорит? (Верные и неверные утверждения)
ІІ. Реализация (осмысление)
1. Работа над текстом «Красавец тетерев»: Тетерев сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями. Устроившись (3 ) на этом мостике ближе к ели (1), Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего(2) солнца (4). На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего в зеленое. И особенно красив был его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими елочками, он подпрыгнул на своем высоком мостике, показав свое белое, чистейшее белье подхвостья, подкрылья, и крикнул: «Чуф! Ши!»
1) Назовите основную мысль текста.
2) К какому стилю относится текст.
3) Цель стиля.
4) Характерные особенности.
5) Языковые средства:
6) Какие действия совершает тетерев?
Сел ------------------------- устроившись
Стал расцветать -------- завидев
Подпрыгнул ------------- показав
Крикнул
7) Какой частью речи являются эти слова?
8) Чем являются они в предложении?
9) На какие вопросы отвечают?
2. Вы назвали отличительные особенности этой части речи. Но лучше о себе расскажет само деепричастие.
Монолог деепричастия. «Морфологический гибрид».
3. Грамматическая пятиминутка.
«Защищая природу3. 2, человек защищает себя»1, 4.
4. Автором текста «Красавец тетерев» является М. М. Пришвии, что вы можете о нем рассказать? Чтение текста М. М. Пришвии и составление кластера.
5. Словарная работа над словом «Созидатель»
1. Созидатель - …
2. Родственные связи - …
3. Синонимические связи - …
4. Антонимические связи - …
5. Фразеологические связи - …
6. Сочетаемость слов - …
7. Перевод на казахский язык - …
6. Образуйте при помощи суффиксов деепричастия несовершенного и совершенного видов:
чувствует - … прочувствовать - …
воспевает - … воспеть - …
живет - … прожить - …
стремится - … стремиться - …
открывает - … открыть - …
7. Образуйте от глаголов на казахском языке в скобках деепричастия на русском языке:
1. Кто – то малость оступился,
А другой, над ним (күлу),
Так усердно веселился,
Что и сам свалился в грязь.
2. Не (сынап көру) в песках верблюда,
Не говори, что он хорош.
3. Куда б (ант ету) свою судьбу,
Верблюды не бежали,
От клади, что на их горбу,
Им убежать едва ли.
4. Не (жұмыс істеу), сыт не будешь.
ІІІ. Рефлексия
Составьте рассказ на тему « В лесу», используя данные фразеологические обороты:
Бежать сломя голову.
Затаив дыхание.
Работать засучив рукава.
Слушать развесив уши.
На ночь глядя.
Домашнее задание: Составить проект «Защищая природу, человек защищает себя».
Тема: «Защищая природу, человек защищает себя».
(Повторение деепричастия)
Цели: а) систематизировать знания о деепричастии как особой форме глагола;
б) развить умение определять деепричастия: грамматические
особенности, место и роль, употребление в речи;
в) воспитание бережного отношения к природе, умения видеть ее красоту.
Ход урока:
І. Организационный момент.
Побуждение (вызов)
1. Вступительное слово Учителя:
Добрый день, ребята. Тема нашего урока «Зашишая природу, человек защищает себя». На фоне этой темы мы повторим все, что знаем о деепричастии как особой форме глагола. Эпиграфом к нашему уроку будут служить слова знаменитого Ф. Ларошфуко, который говорил: «Природа всегда правдива, всегда сурова, всегда права. А промахи и удачи – это удел человека. Человека неспособного её ценить – она презирает. И только добрым, чистым и честным раскрывает свои объятья».
2. Проверка домашнего задания. (фронтальный опрос по теме).
Кто со мной поспорит? (Верные и неверные утверждения)
ІІ. Реализация (осмысление)
1. Работа над текстом «Красавец тетерев»: Тетерев сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями. Устроившись (3 ) на этом мостике ближе к ели (1), Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего(2) солнца (4). На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего в зеленое. И особенно красив был его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими елочками, он подпрыгнул на своем высоком мостике, показав свое белое, чистейшее белье подхвостья, подкрылья, и крикнул: «Чуф! Ши!»
1) Назовите основную мысль текста.
2) К какому стилю относится текст.
3) Цель стиля.
4) Характерные особенности.
5) Языковые средства:
6) Какие действия совершает тетерев?
Сел ------------------------- устроившись
Стал расцветать -------- завидев
Подпрыгнул ------------- показав
Крикнул
7) Какой частью речи являются эти слова?
8) Чем являются они в предложении?
9) На какие вопросы отвечают?
2. Вы назвали отличительные особенности этой части речи. Но лучше о себе расскажет само деепричастие.
Монолог деепричастия. «Морфологический гибрид».
3. Грамматическая пятиминутка.
«Защищая природу3. 2, человек защищает себя»1, 4.
4. Автором текста «Красавец тетерев» является М. М. Пришвии, что вы можете о нем рассказать? Чтение текста М. М. Пришвии и составление кластера.
5. Словарная работа над словом «Созидатель»
1. Созидатель - …
2. Родственные связи - …
3. Синонимические связи - …
4. Антонимические связи - …
5. Фразеологические связи - …
6. Сочетаемость слов - …
7. Перевод на казахский язык - …
6. Образуйте при помощи суффиксов деепричастия несовершенного и совершенного видов:
чувствует - … прочувствовать - …
воспевает - … воспеть - …
живет - … прожить - …
стремится - … стремиться - …
открывает - … открыть - …
7. Образуйте от глаголов на казахском языке в скобках деепричастия на русском языке:
1. Кто – то малость оступился,
А другой, над ним (күлу),
Так усердно веселился,
Что и сам свалился в грязь.
2. Не (сынап көру) в песках верблюда,
Не говори, что он хорош.
3. Куда б (ант ету) свою судьбу,
Верблюды не бежали,
От клади, что на их горбу,
Им убежать едва ли.
4. Не (жұмыс істеу), сыт не будешь.
ІІІ. Рефлексия
Составьте рассказ на тему « В лесу», используя данные фразеологические обороты:
Бежать сломя голову.
Затаив дыхание.
Работать засучив рукава.
Слушать развесив уши.
На ночь глядя.
Домашнее задание: Составить проект «Защищая природу, человек защищает себя».
Жаңалықтар
Деепричастие
Систематизация знаний о деепричастий и деепричастных оборотах; обособление деепричастных оборотов;
Времена глагола
Цели обучения, которым посвящен урок 2. 2. 3. 1 участвовать в речевой ситуации на определенную тему, понимать, о чем говорит собеседник; соблюдать речевые нормы;
Обособление обстоятельств
Формирование знаний об условиях обособления обстоятельств, умения распознавать и выделять обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.
Деепричастие
Уркунева Рената Турсынхановна, учитель русского языка и литературы. Теректинская средняя школа №1 Курчумского района Восточно - Казахстанской области
Предложный падеж существительного
Казалинский район, Средняя школа №78 Учитель русского языка и литературы З. А. Кургашева
Образование деепричастий несовершенного и совершенного вида
Қызылорда облысы, Жаңақорған ауданы, №125 С. Сапарбеков атындағы орта мектептің орыс тілі пәні мұғалімі Бегентаева Ғалия
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.