Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Лексическая тема: Слово об Олжасе.
Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.
Лексическая тема: Слово об Олжасе.
Тип урока: урок закрепления.
Вид урока: урок решения проблемно – познавательных задач.
Цели урока:
• Закрепить знания о СПП с придаточными обстоятельственными , видах обстоятельств.
• Развивать умение схематически представлять сложное предложение;
• Повторить стилевые черты и языковые особенности художественной речи.
1. Проверка домашнего задания.
• Работа по тексту «Твоя совесть».
Основная мысль: человек, в котором совесть нечиста, всегда жалок, несчастен.
Стиль – художественный, так как в тексте параллельно идет сравнение совести с полноводными реками. Встречаются такие средства художественной выразительности, как КРОХОТНЫЙ РУЧЕЕК, СОВЕСТЬ – НЕУСЫПНЫЙ СТРАЖ, БЕЗЖАЛОСТНЫЙ ПАЛАЧ, встречается пример сравнения.
Тип речи текста – повествование с элементами рассуждения, потому что текст отвечает на вопрос: почему жалок тот, в ком совесть нечиста. 3 – й абзац является доказательством данного тезиса.
• Судья – человек, который судит, высказывает мнение, дает оценку.
Советчик – человек, который дает наставление, указание.
Утешитель – человек, который дает утешение, радость в чем – нибудь.
Палач – человек, который приводит в исполнение приговор о смертной казни, производит пытки. Жестокий мучитель, угнетатель.
• Синонимы:
Крохотный – маленький
Нравственность – мораль
Диапазон – масштаб
Участь – судьба
Выгода – польза, доход, корысть
Отрекся (н.ф. - отречься) – отказаться, отступиться.
• Если глагол отвечает на вопрос Что делать? Что сделать? перед суффиксом – СЯ пишется Ь знак, мягкий знак не пишется перед – СЯ в личных окончаниях глаголов 3 лица ед. и мн. числа. Начинается , складывается - глаголы 3 лица ед. числа – что делается? Пользоваться – глагол неопр. формы. – что делать?
• 1 абзац – 1 предложение – СПП с придаточным сравнения. Складывается как что?
2 абзац – 1 предложение – СПП с придаточным образа действия – надо пробуждать как?
4 абзац 1 предложение – СПП с придаточным местоименно – присоединительным. Спокоен кто?
• Анализ тестовых вопросов на предыдущем уроке: 0 ошибок – 1 ученик, 1 ошибка – 4 ученика, 2 ошибок – 5 учеников, 3 ошибок – 1 ученик, 5 ошибок – 1 ученик. По содержанию текста допущены 4 ошибок, по грамматической теме – 20 ошибок. Из них: № 6 вопрос – 6 ошибок – «Сложное предложение», № 7 вопрос – 5 ошибок – «СПП (союз ЕСЛИ)», № 13 вопрос – 3 ошибки «Союзы СПП с придат. изъясн.», № 15 вопрос – 3 ошибки – «СПП с придат. Изъясн.»
Дополнительное задание для обобщения и перехода к теме урока: Передайте содержание высказывания А.С.Пушкина, пользуясь косвенной речью. Определите способ подчинения и составьте схему данного предложения.
(А.С.Пушкин в свое время сказал, что жалок тот, в ком совесть нечиста) Сказал что? Жалок кто? – СПП с 2 – мя придаточными и последовательным подчинением.
2. Слово учителя. Запишите в рабочей тетради дату. Предлагаю вам прослушать текст «Слово об Олжасе». Вы узнаете об удивительных качествах поэта Олжаса Сулейменова. Обратите внимание на новые слова, которые даны в ваших рабочих тетрадях. Вы должны вставить пропущенные буквы и определить лексические значения.
Сп .. ц ..алист –____________________________________________________________________
Л .. нгвист – ____________________________________________________________________
Арб .. тр – ____________________________________________________________________
Эр .. диц ..я – ____________________________________________________________________
Публ .. ц ..стика – __________________________________________________________________
Сам ..род ..к – _____________________________________________________________________
Без ..г ..ворочн .. – __________________________________________________________________
Эп ..с – ____________________________________________________________________
Гам .. а - __________________________________________________________________________
Буквы для вставок : А , Е , Е , И, И , И , И , И , И , И , Ы , О , О , О , О , О , О , У , М .
3. Слово учителя. Продолжаем работу по тексту. Вам даны следующие утверждения. Ваша задача - определите, верные и неверные высказывания . Варианты ответов: Да или нет.
1. По образованию Олжас геолог – нефтяник. ___________
2. Геологи, строители, нефтяники, археологи приходят к Олжасу, как к товарищу по цеху. _______
3. Олжас с готовностью подскажет идею, выступит, где следует, арбитром. _________
4. Поэт не поражал слушателей на встречах своей эрудицией. _________
5. У Олжаса нет особой способности раскладывать информацию по полочкам. _________
6. Прочитанные книги, встречи с выдающимися современниками помогают Олжасу выстраитвать в систему всю информацию. ________
7. Олжас не из тех редких людей, про которых говорят: «Пришел, увидел, победил». _______
8. Поэты шестидесятых годов словно расступились, освобождая законное место самородку из Казахстана. _________
9. Олжас создал лучшую поэму о первом космонавте «Земля, поклонись человеку!». ________
10. Олжас пишет на казахском языке. _________
4. Определить стиль и тип данного текста. Обосновать свое мнение.
Стиль текста ________________________________________________________________________
Тип речи ___________________________________________________________________________
5. Вопрос учителя.
- Бесспорно, Олжас Сулейменов – признанный во всем мире казахский поэт, но если бы он оставался работать по своей специальности, была ли у него такая слава, как на литературном поприще?
По образованию Олжас Сулейменов геолог – нефтяник, и если бы он работал в этой области, то был бы лучшим специалистом.
6. Записать это предложение в тетради. Определите структуру данного предложения.
По образованию Олжас Сулейменов геолог – нефтяник, и если бы он работал в этой области, то был бы лучшим специалистом.
(Ученик выполняет это задание на интерактивной доске.)
Данное предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 – х простых предложении. Главное предложение - [ То был бы лучшим специалистом ] – простое, односоставное, неопределенно – личное, распространенное с указательным местоимением ТО; БЫЛ БЫ ЛУЧШИМ СПЕЦИАЛИСТОМ при каком условии? – (По образованию Олжас Сулейменов геолог – нефтяник, и если бы он работал в этой области) – придаточное обстоятельственное условия, простое, двусоставное, распространенное, осложнено вводным предложением, со значением уточнения.
(Составляется схема)
7.Слово учителя.
Значит, ребята, вы уже догадались, о какую тему мы будем повторять сегодня. Да, тема сегодняшнего занятия «СПП с придаточными обстоятельственными». Вспомните, каким образом определяем значение СПП с придаточными обстоятельственными.
1. Находим главное и придаточное предложение;
2. Ставим вопрос от главного предложения к придаточному;
3. Определяем, к чему относится придаточное предложение;
4. Обозначаем союз.
8. А теперь, ребята, попытаемся отработать навык правильной постановки вопроса к придаточному предложению от главного. Укажите слово, от которого задается вопрос к придаточному предложению. Определите вид сложноподчиненного предложения и способ подчинения.
1. Всё потому, что у Олжаса таланта на троих.
2. Его необъятная память хранит любую информацию так цепко, что порой диву даёшься, как он умел сохранить её.
3. Наступает момент, когда информация переполняет его память, и тогда Олжас как бы взрывается.
9. Слово учителя.
- Какими союзами присоединяются придаточные предложения к главному в данных предложениях. (Союзами ЧТО, КОГДА, КАК, ТОГДА).
- Мы уже встречались с такой конструкцией СПП, когда придаточные связывались с главным при помощи таких же союзов. Так как же определить вид придаточных при одинаковых союзах.
(По смысловому значению придаточных .…..)
10. Слово учителя.
Все, что я запланировала на данное занятие, вы разобрали. Молодцы! Теперь, ребята, мы должны собрать воедино все то, что мы на этих двух уроках узнали о СПП с прида-точным обстоятельственными. Я предлагаю вам составить опорную схему по данной теме. Выявите самые главные особенности СПП с придаточными обстоятельственными.
Придаточные обстоятельственные
1. отвечают на вопросы обстоятельства
2. относятся ко всему главному предложению
1. уточняют место, время, причину, цель действия и др.
2. соединяются с главным предложением при помощи союзов и союзных слов.
11. Оценивание учащихся. Объяснить дом. задание на следующий урок.
12. Дом. задание.
Слово об Олжасе.
По образованию Олжас геолог – нефтяник, и если бы он работал в этой области, то был бы лучшим специалистом. И все потому, что у Олжаса таланта на троих. Его необъятная память хранит любую инфор-мацию так цепко, что порой диву даешься, как он умел сохранить её.
Художники, архитекторы, лингвисты, музыканты, кинодеятели приходят к Олжасу, как к товарищу по цеху., профессионалу очень высокой пробы. Он с готовностью выведет на тему, подскажет идею, а если надо, выступит, где следует, арбитром. Те, кто присутствовал на этих встречах, не раз поражались Олжасовской эрудиции, профессионально – тонкому пониманию сути проблемы.
Такие знания не приобретаются от случая к случаю. Все дело, вероятно, в особой способности Олжаса каким – то удивительным образом раскладывать по полочкам, выстраивать в систему всю инфо-рмацию. В этом ему помогает Всё: и прочитанные книги, и встречи с выдающимися современниками, и просто общение с людьми.
Наступает момент, когда информация переполняет его память, и тогда Олжас как бы взрывается. Потому так публицистически накалены его выступления в печати, с трибуны всевозможных собраний.
Олжас из тех редких людей, про которых говорят: «Пришёл, увидел, победил». Поэты шестидесятых годов словно расступились, освобождая законное место самородку из Казахстана. В 1961 году, в год Гагарина, Олжас не вошёл, а взлетел в поэзию. Он создал лучшую поэму о первом космонавте «Земля, поклонись человеку!» и безоговорочно был принят в ряды больших поэтов со своим видением мира, со своей темой.
Олжас пишет на русском языке, но в своих поэмах он достигает глубины, благодаря творческому осмыслению казахского эпоса. В своих произведениях Олжас преодолевает национальные и государственные границы, донося до людей народно – поэтическую гамму родной земли.
Лексическая тема: Слово об Олжасе.
Тип урока: урок закрепления.
Вид урока: урок решения проблемно – познавательных задач.
Цели урока:
• Закрепить знания о СПП с придаточными обстоятельственными , видах обстоятельств.
• Развивать умение схематически представлять сложное предложение;
• Повторить стилевые черты и языковые особенности художественной речи.
1. Проверка домашнего задания.
• Работа по тексту «Твоя совесть».
Основная мысль: человек, в котором совесть нечиста, всегда жалок, несчастен.
Стиль – художественный, так как в тексте параллельно идет сравнение совести с полноводными реками. Встречаются такие средства художественной выразительности, как КРОХОТНЫЙ РУЧЕЕК, СОВЕСТЬ – НЕУСЫПНЫЙ СТРАЖ, БЕЗЖАЛОСТНЫЙ ПАЛАЧ, встречается пример сравнения.
Тип речи текста – повествование с элементами рассуждения, потому что текст отвечает на вопрос: почему жалок тот, в ком совесть нечиста. 3 – й абзац является доказательством данного тезиса.
• Судья – человек, который судит, высказывает мнение, дает оценку.
Советчик – человек, который дает наставление, указание.
Утешитель – человек, который дает утешение, радость в чем – нибудь.
Палач – человек, который приводит в исполнение приговор о смертной казни, производит пытки. Жестокий мучитель, угнетатель.
• Синонимы:
Крохотный – маленький
Нравственность – мораль
Диапазон – масштаб
Участь – судьба
Выгода – польза, доход, корысть
Отрекся (н.ф. - отречься) – отказаться, отступиться.
• Если глагол отвечает на вопрос Что делать? Что сделать? перед суффиксом – СЯ пишется Ь знак, мягкий знак не пишется перед – СЯ в личных окончаниях глаголов 3 лица ед. и мн. числа. Начинается , складывается - глаголы 3 лица ед. числа – что делается? Пользоваться – глагол неопр. формы. – что делать?
• 1 абзац – 1 предложение – СПП с придаточным сравнения. Складывается как что?
2 абзац – 1 предложение – СПП с придаточным образа действия – надо пробуждать как?
4 абзац 1 предложение – СПП с придаточным местоименно – присоединительным. Спокоен кто?
• Анализ тестовых вопросов на предыдущем уроке: 0 ошибок – 1 ученик, 1 ошибка – 4 ученика, 2 ошибок – 5 учеников, 3 ошибок – 1 ученик, 5 ошибок – 1 ученик. По содержанию текста допущены 4 ошибок, по грамматической теме – 20 ошибок. Из них: № 6 вопрос – 6 ошибок – «Сложное предложение», № 7 вопрос – 5 ошибок – «СПП (союз ЕСЛИ)», № 13 вопрос – 3 ошибки «Союзы СПП с придат. изъясн.», № 15 вопрос – 3 ошибки – «СПП с придат. Изъясн.»
Дополнительное задание для обобщения и перехода к теме урока: Передайте содержание высказывания А.С.Пушкина, пользуясь косвенной речью. Определите способ подчинения и составьте схему данного предложения.
(А.С.Пушкин в свое время сказал, что жалок тот, в ком совесть нечиста) Сказал что? Жалок кто? – СПП с 2 – мя придаточными и последовательным подчинением.
2. Слово учителя. Запишите в рабочей тетради дату. Предлагаю вам прослушать текст «Слово об Олжасе». Вы узнаете об удивительных качествах поэта Олжаса Сулейменова. Обратите внимание на новые слова, которые даны в ваших рабочих тетрадях. Вы должны вставить пропущенные буквы и определить лексические значения.
Сп .. ц ..алист –____________________________________________________________________
Л .. нгвист – ____________________________________________________________________
Арб .. тр – ____________________________________________________________________
Эр .. диц ..я – ____________________________________________________________________
Публ .. ц ..стика – __________________________________________________________________
Сам ..род ..к – _____________________________________________________________________
Без ..г ..ворочн .. – __________________________________________________________________
Эп ..с – ____________________________________________________________________
Гам .. а - __________________________________________________________________________
Буквы для вставок : А , Е , Е , И, И , И , И , И , И , И , Ы , О , О , О , О , О , О , У , М .
3. Слово учителя. Продолжаем работу по тексту. Вам даны следующие утверждения. Ваша задача - определите, верные и неверные высказывания . Варианты ответов: Да или нет.
1. По образованию Олжас геолог – нефтяник. ___________
2. Геологи, строители, нефтяники, археологи приходят к Олжасу, как к товарищу по цеху. _______
3. Олжас с готовностью подскажет идею, выступит, где следует, арбитром. _________
4. Поэт не поражал слушателей на встречах своей эрудицией. _________
5. У Олжаса нет особой способности раскладывать информацию по полочкам. _________
6. Прочитанные книги, встречи с выдающимися современниками помогают Олжасу выстраитвать в систему всю информацию. ________
7. Олжас не из тех редких людей, про которых говорят: «Пришел, увидел, победил». _______
8. Поэты шестидесятых годов словно расступились, освобождая законное место самородку из Казахстана. _________
9. Олжас создал лучшую поэму о первом космонавте «Земля, поклонись человеку!». ________
10. Олжас пишет на казахском языке. _________
4. Определить стиль и тип данного текста. Обосновать свое мнение.
Стиль текста ________________________________________________________________________
Тип речи ___________________________________________________________________________
5. Вопрос учителя.
- Бесспорно, Олжас Сулейменов – признанный во всем мире казахский поэт, но если бы он оставался работать по своей специальности, была ли у него такая слава, как на литературном поприще?
По образованию Олжас Сулейменов геолог – нефтяник, и если бы он работал в этой области, то был бы лучшим специалистом.
6. Записать это предложение в тетради. Определите структуру данного предложения.
По образованию Олжас Сулейменов геолог – нефтяник, и если бы он работал в этой области, то был бы лучшим специалистом.
(Ученик выполняет это задание на интерактивной доске.)
Данное предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 – х простых предложении. Главное предложение - [ То был бы лучшим специалистом ] – простое, односоставное, неопределенно – личное, распространенное с указательным местоимением ТО; БЫЛ БЫ ЛУЧШИМ СПЕЦИАЛИСТОМ при каком условии? – (По образованию Олжас Сулейменов геолог – нефтяник, и если бы он работал в этой области) – придаточное обстоятельственное условия, простое, двусоставное, распространенное, осложнено вводным предложением, со значением уточнения.
(Составляется схема)
7.Слово учителя.
Значит, ребята, вы уже догадались, о какую тему мы будем повторять сегодня. Да, тема сегодняшнего занятия «СПП с придаточными обстоятельственными». Вспомните, каким образом определяем значение СПП с придаточными обстоятельственными.
1. Находим главное и придаточное предложение;
2. Ставим вопрос от главного предложения к придаточному;
3. Определяем, к чему относится придаточное предложение;
4. Обозначаем союз.
8. А теперь, ребята, попытаемся отработать навык правильной постановки вопроса к придаточному предложению от главного. Укажите слово, от которого задается вопрос к придаточному предложению. Определите вид сложноподчиненного предложения и способ подчинения.
1. Всё потому, что у Олжаса таланта на троих.
2. Его необъятная память хранит любую информацию так цепко, что порой диву даёшься, как он умел сохранить её.
3. Наступает момент, когда информация переполняет его память, и тогда Олжас как бы взрывается.
9. Слово учителя.
- Какими союзами присоединяются придаточные предложения к главному в данных предложениях. (Союзами ЧТО, КОГДА, КАК, ТОГДА).
- Мы уже встречались с такой конструкцией СПП, когда придаточные связывались с главным при помощи таких же союзов. Так как же определить вид придаточных при одинаковых союзах.
(По смысловому значению придаточных .…..)
10. Слово учителя.
Все, что я запланировала на данное занятие, вы разобрали. Молодцы! Теперь, ребята, мы должны собрать воедино все то, что мы на этих двух уроках узнали о СПП с прида-точным обстоятельственными. Я предлагаю вам составить опорную схему по данной теме. Выявите самые главные особенности СПП с придаточными обстоятельственными.
Придаточные обстоятельственные
1. отвечают на вопросы обстоятельства
2. относятся ко всему главному предложению
1. уточняют место, время, причину, цель действия и др.
2. соединяются с главным предложением при помощи союзов и союзных слов.
11. Оценивание учащихся. Объяснить дом. задание на следующий урок.
12. Дом. задание.
Слово об Олжасе.
По образованию Олжас геолог – нефтяник, и если бы он работал в этой области, то был бы лучшим специалистом. И все потому, что у Олжаса таланта на троих. Его необъятная память хранит любую инфор-мацию так цепко, что порой диву даешься, как он умел сохранить её.
Художники, архитекторы, лингвисты, музыканты, кинодеятели приходят к Олжасу, как к товарищу по цеху., профессионалу очень высокой пробы. Он с готовностью выведет на тему, подскажет идею, а если надо, выступит, где следует, арбитром. Те, кто присутствовал на этих встречах, не раз поражались Олжасовской эрудиции, профессионально – тонкому пониманию сути проблемы.
Такие знания не приобретаются от случая к случаю. Все дело, вероятно, в особой способности Олжаса каким – то удивительным образом раскладывать по полочкам, выстраивать в систему всю инфо-рмацию. В этом ему помогает Всё: и прочитанные книги, и встречи с выдающимися современниками, и просто общение с людьми.
Наступает момент, когда информация переполняет его память, и тогда Олжас как бы взрывается. Потому так публицистически накалены его выступления в печати, с трибуны всевозможных собраний.
Олжас из тех редких людей, про которых говорят: «Пришёл, увидел, победил». Поэты шестидесятых годов словно расступились, освобождая законное место самородку из Казахстана. В 1961 году, в год Гагарина, Олжас не вошёл, а взлетел в поэзию. Он создал лучшую поэму о первом космонавте «Земля, поклонись человеку!» и безоговорочно был принят в ряды больших поэтов со своим видением мира, со своей темой.
Олжас пишет на русском языке, но в своих поэмах он достигает глубины, благодаря творческому осмыслению казахского эпоса. В своих произведениях Олжас преодолевает национальные и государственные границы, донося до людей народно – поэтическую гамму родной земли.
Жаңалықтар
СПП с несколькими придаточными
научить правильно определить тип подчинения придаточных частей в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными; развитие навыков составления схем СПП с несколькими придаточными; развитие навыков пунктуационной зоркости в указанных видах
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными
Елемесовой Салтанат Ахметовна, учитель русского языка и литературы сшг №32 г. Актобе
Сложноподчиненное предложения с несколькими придаточными
г. Актобе, Казахская средняя общеобразовательная школа №33. Учитель русского языка и литературы Жамалова Алтынай Аскербековна
Сложноподчинённые предложения с придаточными причины
Сложноподчинённые предложения с придаточными причины
Сложноподчиненные предложение с придаточными времени
Мергалиева Светлана учительница русского языка и литературы ср. школа имени Абая, п. Бейнеу, Мангистауская обл.
Cложноподчиненные предложения с придаточными времени
Кызылординская область, Шиелийский район, село Байгакум средняя школа №251 имени Мухтар Ауэзова учительница русского языка Сыздыкова Мадина Кенжебековна
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.