Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

19 сәуір 2013, Жұма
Учитель Канапина К. Г.

Тема урока по литературному чтению в 5 классе по теме: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Цели урока:
- продолжить знакомство детей со спецификой сказочного жанра на материале русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;
- c формировать интерес детей к чтению, развивать воображение,
наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения; формировать
умение проникать в эмоциональный настрой всего произведения; использовать картины, воссоздающие воображение детей;
- воспитывать бережное отношение друг к другу; уважение к культуре русского народа. Оборудование: слайды, репродукция В. Васнецова "Аленушка".

Ход урока
Организационный момент. (Психологический настрой учащихся)
1. Актуализация знаний.
Много жанров есть на свете Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети Волшебство и мир прикрас.
- О каком жанре устного народного творчества спрашивается? (Сказка)
- Чем этот жанр отличается от других?
- По авторству, на какие группы делятся сказки? (Народная; авторская)
- По содержанию, какие бывают сказки? Назовите ключевой признак, который отличает эти сказки.
Волшебные - происходит волшебство с главным героем; есть предметы волшебства.
Сказки про животных - главные герои - животные.
Бытовые - описан быт и жизнь людей, их привычки, обряды.
2. Слайдовая презентация. Сказка.

II. Сообщение темы и целей.
Элементы разных сказок Мы собрали в кузовок.
Отгадай названье сказки Будь внимателен, дружок.
В этом кузовке спрятаны предметы из сказок. Ваша задача - вспомнить и назвать в какой сказке они встречаются.
Костюм мальчика. - "Гуси - Лебеди", "Мальчик с пальчик", "Иванушка - Дурачок".
Кукла девочки. - "Снегурочка", "Царевна - лягушка", "Крошечка - Хаврошечка".
Камень -"Иван - Царевич и серый волк".
Вода. - "По щучьему веленью...", "Лягушка - путешественница", "Золотая рыбка".
Козленок - "Волк и семеро козлят", "Волк и коза".
А все эти предметы, в какой сказке встречаются? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка.) Сформулируйте цели урока: познакомиться...
учиться читать
учиться отвечать на вопросы...
2. Подготовка к восприятию и сообщение темы урока
- Подумайте, почему сказки, колыбельные песни, прибаутки, пословицы, скороговорки называются устным народным творчеством?

5. Работа над названием сказки.
- Чтение названия сказки с доски.
- По названию определите главных героев.
- Что заметили в названии?
- Почему автор назвал ласково: сестрица Аленушка и братец Иванушка?
- Какие отношения между героями?

6. Знакомство со сказкой. «Чтение с остановками».
Прочтем сказку вместе, вслушиваясь в интонации, сопереживая, и подумаем над вопросом: повлияли ли превращения на отношения между братом и сестрой? И как повлияли?
Чтение сказки учителем и детьми.

7. Первичный анализ.
- Слушал ли Иванушка свою сестру?
- К чему это привело?
- Как отнеслась Аленушка к брату, ставшему козленочком?
- Кто помог Аленушке освободиться от колдовства и как?
- Почему "ведьму" никто не распознал, только Иванушке все было ведомо?
Ведьму, представителя волшебного мира, может видеть тот. Кто сам находится в волшебном мире. Если бы Иванушка оставался мальчиком, он бы тоже ведьму не распознал. Но как только он обернулся козленочком, произошло его превращение из земного существа в представителя волшебного мира. Теперь он обладает как бы двойным зрением: видит то, что в земном мире и другую, волшебную сторону событий.
- Повлияли ли превращения на отношения между братом и сестрой?
Выводютношения близких людей одинаковы и в радости и в горе

8. Работа над картиной.
Есть полотно,
Красиво оно,
Но печально и грустно Девице одной.
Рассмотрите картину, написанную Виктором Васнецовым, подмечая все детали.
- Что роднит сказку и картину?
- Какой момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет? (Найдите в тексте и прочитайте)
- Как именно изобразил художник Аленушку: почему она плачет? Почему одна? (Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на колени, смотрит на воду.)
- А почему В. Васнецов изобразил Аленушку у воды? Все грустные события связаны с водой. Иванушка обернулся козленочком как раз потому, что очень хотел воды испить. (Именно в воду бросила ведьма Аленушку).
Сидя у воды, о чем она думает? О своем одиночестве? Корит брата или сетует, что недоглядела за ним?

9. Домашнее задание: мысли про себя - внутренний монолог. Если вы проникнитесь сочувствием к Аленушке, обретете способность слышать ее внутренний голос, то сможете составить внутренний монолог.
Вернемся к сказке.
- Зачитайте слова Иванушки, которые он описывает как плач - заклинание.
3 059
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Осень золотая в гости к нам пришла
Осень золотая в гости к нам пришла
продолжить учить детей выразительному чтению лирических стихотворений. способствовать пониманию учащимися содержания стихотворений;
Как ежик с медвежонком протирали звезды
Как ежик с медвежонком протирали звезды
Теперь поговорим о медведях. Это одно из крупных хищных зверей. Они могут плавать, лазать, быстро бегать, обладают отличным обаянием и слухом. Медведи всеядный.
Алдар - Косе и Хвастливый бай
Алдар - Косе и Хвастливый бай
Орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Актауова Айзат Кыстаубаевна
Басня С.Михалкова «Муха и пчела»
Басня С.Михалкова «Муха и пчела»
Теректинская средняя школа №1 Курчумского района Восточно - Казахстанской области учитель русского языка и литературы, Уркунева Рената Турсынхановна
Алдар - Косе и Хвастливый бай
Алдар - Косе и Хвастливый бай
Шығыс Қазақстан облысы, Тарбағатай ауданы, Қарасу ауылының В. П. Чкалов атындағы орта мектебінің орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Тулеубаева Нагимаш Сайлаухановна
Иван - Царевич и Серый волк
Иван - Царевич и Серый волк
Средняя общеобразовательная школа №6 города Атырау учитель начальных классов Жумабаева Майра Кенесовна
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×