Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


И.А.Крылов. Басня «Мартышка и очки»

27 сәуір 2013, Сенбі
Тема урока: И. А. Крылов. Басня «Мартышка и очки»
Цели урока:
Образовательные: учить видеть иносказательный смысл басен, познакомить с басней И. А. Крылова “Мартышка и очки”
Развивающие: развитие речи и обогащение словарного запаса учащихся.
Воспитательные: воспитание культуры общения, привитие интереса к изучению художественных произведений, воспитывать нравственные качества.
Тип урока:
Оборудование: интерактивная доска, портреты писателей, картинки зверей, диафильм, фрагменты м/ф, разноцветные флажки.

Ход урока:
1. Орг. момент.
2. Объяснение нового материала
Вступительное слово
У. Когда мы слышим слово «басня», то сразу вспоминаем И. А. Крылова, однако история басни начинается не с него.
Что мы сегодня узнаем?
- Откуда появился жанр басня?
- Узнаем о И. А. Крылове.
- Познакомимся с басней И. А. Крылова «Мартышка и Очки»
Запись числа и темы урока: И. А. Крылов. Басня «Мартышка и Очки»
- Для того, чтобы узнать об этом, отправимся в путешествие. Представьте, что мы в 6 веке до нашей эры, в древней Греции.(на доске очертания древней Греции - слайд 1 ).
Исторический путь басни.
Басня — один из древнейших жанров искусства. Миф и басня появились в глубокой древности, когда человек искал ответ на вопрос, как вести себя в этом огромном мире.
Басня была так популярна, что с её существованием связаны многие предания. В древнегреческой литературе прославился баснописец Эзоп, живший в VI веке до нашей эры. Это был народный мудрец, хромой раб, который своими короткими поучительными рассказами пытался повлиять на людей. (слайд 2 - портрет Эзопа)

- Талантливый человек погиб, но его басни живут среди нас в переводе и обработке других баснописцев.
- Отправляемся во Францию.
(карта Франции – слайд 3).

— К басенному жанру обращались многие: греческий поэт Бабрий, римский поэт Федр, а по - новому раскрыл этот жанр талантливый французский писатель Лафонтен.(слайд 4 – портрет Лафонтена)

- Лафонтен заключил басню в изящную стихотворную форму. До него басни в основном писались в прозе. Басня под пером Лафонтена стала самым любимым жанром литературы XVII – XVIII веков.
- Отправляемся в 18 век, в Россию.(слайд 5 – карта России)

- Русская литература обратилась к басне в XVIII веке. Утвердил этот жанр в русской поэзии Александр Петрович Сумароков.( слайд 6 - портрет Сумарокова)

Он смело вводил в свои произведения народные выражения, пословицы, поговорки. “Склад басни должен быть шутливым”, — писал Сумароков.
Но высшего своего расцвета басня достигла в творчестве Ивана Андреевича Крылова (слайд 7 – портрет И. А. Крылова)

- Отправляемся в 19 век, для того чтобы узнать о басне еще кое - что.
1) Художественно - ролевая игра (подготовленные ученики).

Автор. Москва. Начало 19 - го века. Книжная лавка. Незнакомец, выйдя из экипажа, пошел по улице, остановился у книжной лавки. Звякнул колокольчик, дверь отворилась, и он вошел. Подойдя к прилавку, незнакомец попросил книгу «Эзоп. Басни».

Продавец. Интересуетесь баснями Эзопа, милостивый государь?
Крылов. Да, и весьма. Позвольте представиться, Крылов Иван Андреевич.
Автор. Продавец, забыв о приличиях, стал в упор рассматривать человека лет 35, высокого, с грузной фигурой.
Продавец. Выражаю вам свое почтение, сударь. Я знаком с вашими баснями, занятно. Жаль, что басни не всегда пригодны для детского чтения, хотя и поучительны.

Крылов. Напротив, я видел, как читают мои басни дети. Им понятен смысл, интересен короткий занимательный сюжет, где мало описаний и много диалогов. Героев обычно несколько, поэтому их легко запомнить, особенно главного, который выражает мою основную идею. Басни чем - то напоминают сказки: дикие животные, птицы, рыбы, предметы в них разговаривают и действуют, как в сказках. Дети любят разыгрывать басни, подражать их голосам. К басням легко рисовать картинки. Многие басни смешны. Так - то, сударь…Мне пора, до свидания.

- Что нового вы узнали о басне? (ответы детей)
Слово учителя о басне.
Басня - это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором есть насмешка над каким - нибудь дурным или глупым поступком. В баснях обычно действуют животные, в образе которых мы легко узнаём людей.(запись в тетрадях)

- Перед вами памятник И. А. Крылову в Санкт - Петербурге, в Летнем саду.
(слайд 8 - памятник И. А. Крылову).
- Что вы здесь видите?
Памятник И. А. Крылову. Крылов сидит в кресле, глубоко задумавшись о чем то. У ног его теснятся бронзовые звери - это герои его басен.
Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Первые его басни появились в печати в 1806 году, когда Крылову было уже 37 лет. Они сразу всем понравились. О них много говорили. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк». Но вы, если прочтете это имя справа налево (задом наперед), сразу все поймете.
Иван Андреевич Крылов прожил долгую жизнь, он умер на 77 году и написал более 200 басен. (слайд 9 – могила Крылова)

Могила Крылова на Тихвинском кладбище
– И. А. Крылов обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными, образными выражениями - сравнениями.
Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и мелкие чиновники, и, даже, императоры Александр I и Николай II ими зачитывались. Почему? Потому, что в этих баснях всем есть уроки: и ученому, и неученому, и военному и купцу, и бедному, и богатому – все они тут видят себя как в зеркале. Ведь хоть и действуют в баснях петухи, соловьи, волки и прочие звери, всем понятно, что под их образами скрываются люди со своими характерами и делами.
Так, за образом Льва часто угадываются черты деспотизма, жестокости, несправедливости. Лиса – черты хитрости, лжи и коварства (картинки зверей – слайд 10)

В конце басни (иногда в начале) автор помещает небольшое изречение, в котором заключена главная мысль, т. е. мораль, обращенная к читателю.
Мораль – главная мысль басни. (запись в тетрадях)
– И вот мы в 21 веке. Басни Крылова популярны и сейчас. Их читают, изучают. И сегодня, вы познакомитесь с басней «Мартышка и Очки».
У. Почему слова Мартышка и Очки написаны с большой буквы?
Д. Это герои басни.
У. Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?
Д. О мартышке и о том, как она пыталась примерить очки.
У. Чтобы текст басни был понятен, поработаем над лексическим значением слов: мартышка (маленькая обезьянка), полдюжины (6 штук), темя (верхняя часть головы), нанижет (надеть), к худу клонит (к плохому), невежда (необразованный человек), невежа (грубый, невоспитанный человек), познатней (богатый человек).
У. Послушайте басню в исполнении актёра, постарайтесь представить себе те лица, о которых идёт речь.(чтение текста в записи)
У. Понравилось ли вам исполнение басни?
Д. Очень понравилось, хотелось читать вместе с актёром, очень ярко представилась мартышка, когда она вертела очки и так, и сяк.
Устное составление диафильма.
- Представьте себя на некоторое время режиссёрами. Вам дали задание сделать диафильм.
- Какие кадры вы нарисуете?
- А теперь посмотрим, что бы сделали режиссёры, снимая кино.

Просмотр диафильма в картинках.

У. Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками? Почему Мартышка решила, что люди её обманули? Кто виноват в том, что очки не действовали? (ответы детей)
Что в басне забавляет, смешит?
У. С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню?
Д. С необразованностью.
У. Что же автор хотел сказать нам, читателям?
В образе Мартышки Крылов показал нам необразованного человека.
Работа над выразительным чтением басни.
У. Как читаем первые строчки?
Д. Спокойно.
У. Прочитайте выразительно, как Мартышка примеряла очки.
У. Как реагирует Мартышка на то, что очки не действуют? С какой интонацией нужно читать эти строки? С радостью, огорчением, досадой, недовольством?
Д. С досадой, недовольством.
Работа над языком басни.
Сейчас поработаем над языком басни.
В басне много фразеологических оборотов речи.
- Зло не так большой руки - не так уж большое горе.
- Проку на волос нет – очень мало пользы.
- Цены не зная ей – чем полезна вещь, для чего нужна вещь.
- К худу клонит – говорит плохо о ней.
- То он ее еще и гонит – призывает других не пользоваться этим предметом, вещью.
В басне встречаются выражения, которые можно заменить одним словом.
- Лишь стоит завести очки - купить, достать, приобрести.
- Очки не действуют никак – не помогают.
- Подберите синонимы к словам:
враки - неправда, обман, ложь
налгали – обманули
- Подберите синоним к слову хватила – швырнула, бросила.
У. В каких строчках заключена мораль басни? Какова главная мысль басни?
Крылов высмеивает глупость человека. Мораль басни в конце.(зачитывание строчек)
Чтение учащихся басни в парах.
Обобщение нового материала.
У. Для чего люди читают басни И. А. Крылова?
Д. Чтобы стать умнее, лучше, не совершать подобных ошибок.
У. Мы многое узнали о Крылове, о басне. Басни учат нас мудрости жизни. Познакомиться с новой басней, значит стать умнее, узнать что - то новое и важное о себе и о людях. Познакомившись с басней «Мартышка и очки», мы узнали, что плохо быть необразованным и глупым.
Зачем же И. А. Крылов создавал свои басни? «Мои животные говорят за меня»
Мне хотелось бы, чтобы каждый человек смотрел на себя со стороны и видел свои недостатки, чтобы мы не были похожи на героев басен И. Крылова.
Опрос пройденного материала.
А теперь повторим то, что мы знаем, отвечая на вопросы.
Рефлексия.
А теперь, используя разноцветные флажки, покажите мне те чувства, которые вы испытали на уроке.
Флажки:
интерес
радость
творчество
Комментирование оценок.

Домашнее задание: выучить наизусть отрывок из басни.
5 434
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
С. Михалков «Слон - живописец»
С. Михалков «Слон - живописец»
Продолжение работы по формированию у учащихся понятия о басне, её особенностях, знакомство с содержанием басни С. Михалкова «Слон - живописец»;
С. Михалков «Слон - живописец»
С. Михалков «Слон - живописец»
Продолжение работы по формированию у учащихся понятия о басне, её особенностях, знакомство с содержанием басни С. Михалкова «Слон - живописец»;
Краткосрочный план
Краткосрочный план
Гумарова Жумазия Орынгалиевна учитель русского языка и литературы СОШ - детсад им. А. Кусаинова, Бокейордийнского района, п. Муратсай.
Слон и Моська
Слон и Моська
Талдықорған қаласы, Ескельді ауданы, Мелькомбинат негізгі орта мектебінің орыс тілі пәні мұғалімі Жанбосынова Шынар Дуйсенгалиевна
Басня С.Михалкова «Муха и пчела»
Басня С.Михалкова «Муха и пчела»
Теректинская средняя школа №1 Курчумского района Восточно - Казахстанской области учитель русского языка и литературы, Уркунева Рената Турсынхановна
Урок по творчеству Ивана Андреевича Крылова
Урок по творчеству Ивана Андреевича Крылова
Актюбинская область, Уилский район, Уилская казахская средняя школа учитель русского языка и литературы Атагалиева Лариса Амановна
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×