Такое непростое имя существительное...
Тема: « Такое непростое имя существительное...»
Обобщающий урок.
Образовательная цель: Сформировать представление о существительном как части, научить отличать имя существительное от других частей речи и определить род, число. Дать понять о падежах, об изменение окончаний и как изменяется существительное в зависимости от предлога.
Развивающая цель: Развивать речь, внимание, логическое мышление. Формировать глубокие и прочные знания, развивать умение применять полученные знания для самостоятельного анализа.
Воспитательная цель: Прививать навыки совместной работы, воспитывать интерес и любовь к предмету, аккуратность.
Наглядность: кластер, таблицы, перфокарты, видеопроектор и компьютер.
Тип урока: Сообщение новых знаний.
Форма работы: Индивидуальная и коллективная.
М. П. С: русская литература
Ход урока
1. Организационный момент.
Психологический настрой, активизировать и собрать на работу, проверить готовность к уроку.
2. Объяснение нового материала
а) Слово учителя
Работа по таблице – кластеру.
Работа с учебником: ( на собственные и нарицательные существительное)
Упражнение 132 стр 85
Задание 1: а одушевленное и неодушевленное существительные. Я буду называть слова. Если это существительное одушевленные – хлопайте, а если неодушевленные - поднимайте руки ввер
- Море - Коля - Доска
- Зеркало - Папа - Друг
- Королева - Собака
- Парта, - Мел
- Парта - Мел
Задание 2: Каждый игрок должен подобрать к одному существительному мужского рода существительные женского рода.
Осел - Медведь - Повар -
Петух - Сын - Дедушка -
Мужчина - Дядя - Брат -
Ткач - Учитель - Волк -
Задание 3:«Одним словом»
Понятие об общем роде.
О каком существительном идет речь?
1. Неаккуратный, несобранный человек.
2. Ненасытный, прожорливый человек
3. Человек, который затевает ссоры, драки.
4. Рассеянный, невнимательный человек.
5. Безобидный, тихий человек.
Н Е Р Я Х А
О Б Ж О Р А
З А Д И Р А
Р А З И Н Я
Т И Х О Н Я
Работа с перфокартой. Определить род существительных: учение, день, старость, грязнуля, фамилия, трамвай, плакса, кровать.
Существует три склонения существительных. Изменение слов по падежам называется склонением.
Склонение Род В именительном падеже оканчивается на
1 Женский
Мужской - а, - я, мама, тетя
- а, - я, папа, дядя
2 Мужской
Средний С нулевым окончанием человек, хлеб
- о, - е, село, поле, окно
3 Женский Согласные с ь знаком на конце:
Площадь, ночь, степь, область
Задание 4: «Отгадать загадки, записать существительное - отгадку и определить его склонение»
1. Стою на крыше, всех труб выше.(антенна)
2. Не снег и не лед, о серебром деревья уберет.(иней)
3. В раздевалке я служу, на весу пальто держу.(вешалка)
4. Кто приходит, кто уходит, все ее за ручку водят.(дверь)
5. Светит, сверкает, всех согревает.(солнце)
6. То я в клетку, то линейку, написать на мне сумей - ка.(тетрадь)
В русском языке шесть падежей.
Падежи ------------Вопросы
Именительный Кто? Что?
Родительный Кого? Чего?
Дательный Кому? Чему?
Винительный Кого? Что?
Творительный Кем? Чем?
Предложный О ком? О чем?
Задание5
Просклоняем слова лиса, книга.
падежи вопрос
И Кто? Лиса Что? книга
Р Кого? Чего?
Д Кому? Чему?
В Кого? Что?
Т Кем? Чем?
П О ком? О чем?
«Темная лошадка»
Узнайте падеж (команда по очереди определяют, какие падежи названы в стихотворении О. Соболевой)
- Я... падеж,
Нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю.
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы Кто? И Что?
Ни с чем не спутает никто.
- Я... падеж
И во всем виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятерки» я ловлю
Кого позвать, Во Что играть,
Готов ребятам подсказать,
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.
- А я падеж...,
Со мной - случай сложный!
Мне без предлогов свет не мил.
О КОМ, О Чем я говорил?
Ах да, нужны предлоги,
Без них мне нет дороги.
Пусть будет В, и О, и ПРИ -
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать,
О Чем мечтать и В Чем гулять.
- Я... падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Творите – ЧЕМ?
Творите – С КЕМ?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам Перед,
ПОД и НАД
В любой момент я очень рад.
Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
... назвал!
А еще как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжаюсь
И подарки всем несу:
Братику, сестричке, псу.
А еще КОМУ? ЧЕМУ?
Птенчику, коню, сому,
Кошке, зайцу, бегемоту,
Крокодилу и слону!
К паровозу тороплюсь,
По земле лечу, несусь!
Всем подарки развезу я
И тогда домой вернусь.
А я падеж...,
Характер мой общительный.
КОГО? ЧЕГО? – И вот он я.
Предлоги часто мне друзья:
И С, и ДО, и У, и ИЗ –
ДО неба – вверх и С неба вниз.
Задание6: Вставьте, где нужно, эти предлоги.
Я......... дома убежал,
Я...... вечера гулял.
......... дерева в сугроб сигал,
......... уроков бежать мечтал.
......... коллекции снежинки
Языком я собирал.
.... костра плясал
И.... двора скакал.
Мне уроки надо делать?
Я на что наплевал!
Вот стою я.... доски
Но родительный падеж
Я не вспомню, хоть зарежь.
Задание 7
Выделить несклоняемые существительные, определить их род.
Как - то рано поутру
Вышел важный кенгуру.
На широкой авеню
Взял у эму интервью,
Съел большое эскимо
И уехал на метро.
Задание 8 «Лишнее слово»
Вставить в стихотворение А. Хайта пропущенные разносклоняемые существительные.
В стародавнее древнее... (время)
В шалашах без окон и дверей
Жило - было лохматое... (племя)
Первобытных людей - дикарей.
Они не знали, для чего
Корове... (вымя),
Как написать свою фамилию
И... (имя),
Зачем на лошадь надевать седло
И...(стремя) –
Необразованное было это... (племя).
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетело их...(бремя) забот,
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и бот.
Никто не знал, как развевает
Ветер....(знамя),
Что кислород всегда поддерживает...
(пламя),
Над тем, как в булку превратить
Простое...(семя),
С утра до вечера они чесали... (темя).
Задание 9: «Эстафета»
Цель: Закрепление умения изменять существительным
Солевей - Воробей - Крыло -
Полоз - Стул - Перо -
Друг - Муравей - Клок -
Ком - Брат - Полено -
Лом - Сват - Колено -
Прут - Дядя - Колос -
Задание 10: «Водопад»
Цель: закрепление умения изменять существительные по числам.
Содержание игры: Каждая команда получает карточку. Необходимо как можно быстрее одному ученику записать пару существительных «единственное число - множественное число» и передать другому. Задача - написать больше пар слов без ошибок.
Синтаксический разбор предложение.
Осенний ветер срывал с берез последние листья.
В лесу раздавался топор дровосека.
Морфологический разбор: Ветер, с берез, листья.
Закрепление нового материала:
Задание 11: Тест
1.Что обозначает имя существительное?
а. предмет
б. признак предмета
в. действие
2. На какие вопросы отвечает имя существительные?
а. Какой? Какая? Какое?
б. Что делать? Что сделать?
в. Кто? Что?
3. Продолжите предложение « Имя существительное...»
а. склоняется
б. спрягается
4. Имена существительные бывают:
а. собственными и нарицательными
б. качественными, относительными, притяжательными
в. личными и безличными
Оценка учащихся.
Задание на дом.
Обобщающий урок.
Образовательная цель: Сформировать представление о существительном как части, научить отличать имя существительное от других частей речи и определить род, число. Дать понять о падежах, об изменение окончаний и как изменяется существительное в зависимости от предлога.
Развивающая цель: Развивать речь, внимание, логическое мышление. Формировать глубокие и прочные знания, развивать умение применять полученные знания для самостоятельного анализа.
Воспитательная цель: Прививать навыки совместной работы, воспитывать интерес и любовь к предмету, аккуратность.
Наглядность: кластер, таблицы, перфокарты, видеопроектор и компьютер.
Тип урока: Сообщение новых знаний.
Форма работы: Индивидуальная и коллективная.
М. П. С: русская литература
Ход урока
1. Организационный момент.
Психологический настрой, активизировать и собрать на работу, проверить готовность к уроку.
2. Объяснение нового материала
а) Слово учителя
Работа по таблице – кластеру.
Работа с учебником: ( на собственные и нарицательные существительное)
Упражнение 132 стр 85
Задание 1: а одушевленное и неодушевленное существительные. Я буду называть слова. Если это существительное одушевленные – хлопайте, а если неодушевленные - поднимайте руки ввер
- Море - Коля - Доска
- Зеркало - Папа - Друг
- Королева - Собака
- Парта, - Мел
- Парта - Мел
Задание 2: Каждый игрок должен подобрать к одному существительному мужского рода существительные женского рода.
Осел - Медведь - Повар -
Петух - Сын - Дедушка -
Мужчина - Дядя - Брат -
Ткач - Учитель - Волк -
Задание 3:«Одним словом»
Понятие об общем роде.
О каком существительном идет речь?
1. Неаккуратный, несобранный человек.
2. Ненасытный, прожорливый человек
3. Человек, который затевает ссоры, драки.
4. Рассеянный, невнимательный человек.
5. Безобидный, тихий человек.
Н Е Р Я Х А
О Б Ж О Р А
З А Д И Р А
Р А З И Н Я
Т И Х О Н Я
Работа с перфокартой. Определить род существительных: учение, день, старость, грязнуля, фамилия, трамвай, плакса, кровать.
Существует три склонения существительных. Изменение слов по падежам называется склонением.
Склонение Род В именительном падеже оканчивается на
1 Женский
Мужской - а, - я, мама, тетя
- а, - я, папа, дядя
2 Мужской
Средний С нулевым окончанием человек, хлеб
- о, - е, село, поле, окно
3 Женский Согласные с ь знаком на конце:
Площадь, ночь, степь, область
Задание 4: «Отгадать загадки, записать существительное - отгадку и определить его склонение»
1. Стою на крыше, всех труб выше.(антенна)
2. Не снег и не лед, о серебром деревья уберет.(иней)
3. В раздевалке я служу, на весу пальто держу.(вешалка)
4. Кто приходит, кто уходит, все ее за ручку водят.(дверь)
5. Светит, сверкает, всех согревает.(солнце)
6. То я в клетку, то линейку, написать на мне сумей - ка.(тетрадь)
В русском языке шесть падежей.
Падежи ------------Вопросы
Именительный Кто? Что?
Родительный Кого? Чего?
Дательный Кому? Чему?
Винительный Кого? Что?
Творительный Кем? Чем?
Предложный О ком? О чем?
Задание5
Просклоняем слова лиса, книга.
падежи вопрос
И Кто? Лиса Что? книга
Р Кого? Чего?
Д Кому? Чему?
В Кого? Что?
Т Кем? Чем?
П О ком? О чем?
«Темная лошадка»
Узнайте падеж (команда по очереди определяют, какие падежи названы в стихотворении О. Соболевой)
- Я... падеж,
Нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю.
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы Кто? И Что?
Ни с чем не спутает никто.
- Я... падеж
И во всем виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятерки» я ловлю
Кого позвать, Во Что играть,
Готов ребятам подсказать,
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.
- А я падеж...,
Со мной - случай сложный!
Мне без предлогов свет не мил.
О КОМ, О Чем я говорил?
Ах да, нужны предлоги,
Без них мне нет дороги.
Пусть будет В, и О, и ПРИ -
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать,
О Чем мечтать и В Чем гулять.
- Я... падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Творите – ЧЕМ?
Творите – С КЕМ?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам Перед,
ПОД и НАД
В любой момент я очень рад.
Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
... назвал!
А еще как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжаюсь
И подарки всем несу:
Братику, сестричке, псу.
А еще КОМУ? ЧЕМУ?
Птенчику, коню, сому,
Кошке, зайцу, бегемоту,
Крокодилу и слону!
К паровозу тороплюсь,
По земле лечу, несусь!
Всем подарки развезу я
И тогда домой вернусь.
А я падеж...,
Характер мой общительный.
КОГО? ЧЕГО? – И вот он я.
Предлоги часто мне друзья:
И С, и ДО, и У, и ИЗ –
ДО неба – вверх и С неба вниз.
Задание6: Вставьте, где нужно, эти предлоги.
Я......... дома убежал,
Я...... вечера гулял.
......... дерева в сугроб сигал,
......... уроков бежать мечтал.
......... коллекции снежинки
Языком я собирал.
.... костра плясал
И.... двора скакал.
Мне уроки надо делать?
Я на что наплевал!
Вот стою я.... доски
Но родительный падеж
Я не вспомню, хоть зарежь.
Задание 7
Выделить несклоняемые существительные, определить их род.
Как - то рано поутру
Вышел важный кенгуру.
На широкой авеню
Взял у эму интервью,
Съел большое эскимо
И уехал на метро.
Задание 8 «Лишнее слово»
Вставить в стихотворение А. Хайта пропущенные разносклоняемые существительные.
В стародавнее древнее... (время)
В шалашах без окон и дверей
Жило - было лохматое... (племя)
Первобытных людей - дикарей.
Они не знали, для чего
Корове... (вымя),
Как написать свою фамилию
И... (имя),
Зачем на лошадь надевать седло
И...(стремя) –
Необразованное было это... (племя).
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетело их...(бремя) забот,
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и бот.
Никто не знал, как развевает
Ветер....(знамя),
Что кислород всегда поддерживает...
(пламя),
Над тем, как в булку превратить
Простое...(семя),
С утра до вечера они чесали... (темя).
Задание 9: «Эстафета»
Цель: Закрепление умения изменять существительным
Солевей - Воробей - Крыло -
Полоз - Стул - Перо -
Друг - Муравей - Клок -
Ком - Брат - Полено -
Лом - Сват - Колено -
Прут - Дядя - Колос -
Задание 10: «Водопад»
Цель: закрепление умения изменять существительные по числам.
Содержание игры: Каждая команда получает карточку. Необходимо как можно быстрее одному ученику записать пару существительных «единственное число - множественное число» и передать другому. Задача - написать больше пар слов без ошибок.
Синтаксический разбор предложение.
Осенний ветер срывал с берез последние листья.
В лесу раздавался топор дровосека.
Морфологический разбор: Ветер, с берез, листья.
Закрепление нового материала:
Задание 11: Тест
1.Что обозначает имя существительное?
а. предмет
б. признак предмета
в. действие
2. На какие вопросы отвечает имя существительные?
а. Какой? Какая? Какое?
б. Что делать? Что сделать?
в. Кто? Что?
3. Продолжите предложение « Имя существительное...»
а. склоняется
б. спрягается
4. Имена существительные бывают:
а. собственными и нарицательными
б. качественными, относительными, притяжательными
в. личными и безличными
Оценка учащихся.
Задание на дом.
Жаңалықтар
Имя существительное
Способствовать развитию умений давать ответы на вопросы, анализировать, выделять, формировать навыки групповой работы, взаимооценивания
Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных
Обобщение и систематизация знаний об имени существительном, расширить и углубить знания о морфологических признаках этой части речи.
Имя прилагательное
У.А.Измуханова, учитель русского языка и литературы Чиликской СОШ им. Л. Клышева Чингирлауского района Западно - Казахстанской область
Имя существительное как часть речи
СҚО, Шал ақын ауданы, Жаңажол орта мектебінің орыс тілі пәні мұғалімі Сулейменова Сауле Алибековна
Имя существительное как часть речи
школа - лицей № 53, г. Астаны Рахимгазина Гульнара Мырзагалиевна
Имя существительное
Арипова Гульзат Орынбековна Учитель русского языка и литературы Актюбинская область, Айтекебиский район, с. Жабасак
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.