С. Есенин" С добрым утром!"
Конспект урока по русской литературе (8 класс)
Тема: С. Есенин «С добрым утром!» (презентациясымен)
Цель: осмысленное восприятие идейно - художественного содержания лирического произведения
Задачи:
1. Образовательная: познакомить учащихся с особенностями изображения природы в лирическом произведении Серебряного века; научить системному анализу лирического произведения..
2. Воспитательная: привитие интереса к поэтическому языку, развитие эстетического вкуса, воспитание бережного отношения к природе.
3. Развивающая: совершенствование навыков анализа и интерпретации поэтического текста
Технические средства обучения: слайды, тексты, иллюстрации, музыка.
Основные технологии, применяемые на занятии: технологии развивающего обучения, проектная технология, технологии критического мышления через чтение и письмо
Эпиграф к уроку:
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
С. А. Есенин
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
Сегодня мы окунемся в мир ярких красок и впечатлений, которые нам подарил один из замечательнейших русских поэтов Серебряного века, о котором другой поэт, Николай Браун, написал следующие строки:
В этом имени – слова «ясень».
Осень, ясень, осенний цвет.
Что - то есть в нём
От русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Синь берёзы
И синь – рассвет.
Что - то есть в нем
И от весенней
Грусти, юности и чистоты...
- Услышали ли Вы эту фамилию?
Только скажут –
«Сергей Есенин»,
Всей России встают черты...
- Какой приём использовал Николай Браун в своём стихотворении? (Звукопись)
- Имя Сергея Есенина вам уже знакомо. Я предлагаю вам заполнить таблицу следующего содержания:
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Последнюю колонку в этой таблице вы заполните в конце урока.
3. Чтение и анализ стихотворения.
Сегодня мы будем читать стихотворение замечательного русского поэта Сергея Есенина «С добрым утром!».
Чтение стихотворения.
- Какое впечатление вызвало у вас стихотворение?
Словесное рисование.
- Представьте, что перед вами мольберт с палитрой красок. Какие бы краски вы использовали для написания картины «С добрым утром!»?
(Для ответа на этот вопрос учащиеся должны внимательно перечитать стихотворение и найти следующие цветовые эпитеты: «золотые», «румянит», «зеленые», «серебряные», «перламутром». Вывод: в иллюстрации надо использовать яркие, разноцветные, праздничные, блестящие краски).
Работа над изобразительно - выразительными средствами.
- Вспомните, какие изобразительно - выразительные средства вы знаете? (эпитеты, олицетворения, метафоры). Дайте определения этим средствам (эпитет - учебник 8 класса с. 220; олицетворение - учебник 7 класса с. 119).
- Вы заметили, что в стихотворении много цветовых эпитетов, поэтому картина получилась…( красочная, праздничная, в ней много света).
- Но у С. Есенина красота утра не застывшая, она живая. Какое художественное средство применил для этого поэт? (Олицетворение).
- Назовите олицетворения. (Задремали, задрожало, улыбнулись, растрепали, обрядилась, шепчет).
- В стихотворении есть не только эпитеты и олицетворения, но и другие выразительные средства. Какие? (метафоры).
- Что называется метафорой? Если затрудняетесь с ответом, обратитесь к тексту учебника на странице 19.
- Найдите в стихотворении «С добрым утром!» метафоры
( метафоры - «зеркало затона», «горят... росы», «шелковые косы», «румянит сетку небосклона»).
Выяснение лексического значения слов «затон», «заводь», «брезжит».
Брезжит – едва светит
Заводь – қойнау
Затон – шығанақ (учебник 8 кл. С. 19 - 20).
- Все изобразительно - выразительные средства создают насыщенные ассоциации. Они помогают читателю вообразить и эстетически оценить данную картину жизни.
Мир красочной, праздничной, природы изображается автором как мир живой, просыпающийся, наполненный ласковой дремой, улыбающимся уютом и свежестью (запись в тетрадях).
Метафоры, олицетворения, эпитеты помогают автору раскрасить и «вдохнуть» живую душу в мир природы, в котором все ценно, и все вызывает любовь и теплую нежность (запись в тетрадях).
- Ребята, а вы заметили, как движется взгляд поэта: что он видит в природе в начале и в конце стихотворения?
1 строфа – небо, золотые засыпающие звезды (гаснущие, слабо мерцающие на фоне светлеющего неба); затем взгляд поэта опускается на землю, он видит речную заводь с недвижной водой, в которой отражается блеск звезд; утренняя заря, освещающая мир «румяным» светом.
2 строфа – взгляд поэта обращен на березки, стоящие неподалеку, которые еле колышут своими ветками под легким утренним ветерком; затем взгляд падает под ноги, где в свете утренней зари «горит» роса серебристым цветом.
3 строфа – около ног, у плетня, поэт видит крапиву, которая из - за росы покрылась перламутровым блеском и качается под утренним ветерком.
Вывод 1: поэт охватывает взглядом весь мир – от поднебесья до «заросшей крапивы», которая путается под ногами; он изображает картину просыпающейся природы. Можно предположить по ряду примет («брезжит свет», «зеленые сережки», «заросшая крапива»), что автор описывает раннее июньское утро, около пяти часов.
Вывод 2: Взгляд лирического героя переходит от звездного небосклона к явлениям земным – озеру, березкам, а затем к предметам будничным, обыденным (плетню, крапиве). Но везде – от звездного беспредельного неба до шалуньи - крапивы – мир наполнен трепетной гармонией и красотой (запись в тетради).
Работа с графическим рисунком стихотворения
В стихотворении С. Есенина даже звуки перекликаются друг с другом.
- Посмотрите на первую строфу. Какие согласные повторяются? (з, ж, д, р). Что они передают? (Звон, дрожание).
На звуки, родившиеся в небе, откликается земля: задремали - задрожало.
В мире появляется созвучие. Внесем наше открытие в рисунок (рисунок на слайде).
Во второй и третьей строфах звуки (ш, с) передают шепот, шорох, шептание. Он разносится по всей земле, расширяя пространство стихотворения.
- Что можно сказать об этом мире? (Это мир гармонии. В нем созвучие всего пространства).
- Как лирический герой соотносит себя с изображаемым миром? Где вы его видите? Как он относится к этому миру? (Он влюблен в красоту, окружающую его, ощущает себя частью этого мира).
- Какое настроение передает стихотворение? (Радостное от ощущения дыхания жизни; это восторг, праздник).
Вывод, работа с эпиграфом.
Не каждому человеку удается ощутить красоту мира, а только тому, который сказал о себе: «Все встречаю, все приемлю. / Рад и счастлив душу вынуть».
- Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению Есенина? (Вначале должна звучать тихая, сонная мелодия, переходящая в дальнейшем в более громкую и радостную. Однако музыка должна передать не бурную радость, а нежную, тихую. В конце пусть зазвучит мелодия, передающая восторженную влюбленность поэта в мир).
- Я предлагаю вашему вниманию послушать композицию Петра Ильича Чайковского и постараться еще раз представить картину, нарисованную С. Есениным в стихотворении «С добрым утром!» (музыка на СД - диске).
Проверка домашнего задания.
Вам нужно было выполнить проект «Утро» в мире культуры». Опережающее задание содержало следующий алгоритм работы:
1. Выяснить, кто из авторов художественных произведений использовал слово «утро» в названии.
2. Выяснить, кто из художников использовал слово «утро» в названии.
3. Выяснить, кто из композиторов использовал слово «утро» в названии своего произведения.
4. Слово «утро» в названиях кинокартин.
5. Слово «утро» в тексте вашего (мини - сочинения, синквейна).
- На мой взгляд, очень удачным получился проект у группы учеников: Жулдыз, Дианы и Багдагуль. Я предлагаю познакомиться с этим проектом всем ученикам.
- Мне бы хотелось подарить вам свой этюд, который я специально написала к сегодняшнему уроку:
Утро как состояние души
Утро… На траве видны бриллиантовые капельки росы. Они переливаются на солнце и слепят глаза. Я шагаю по земле, усыпанной миллионами маленьких бусинок. Как не хочется топтать эту красоту!
Приятное ощущение прохлады проносится по всему телу. Утренняя свежесть наполняет душу. Дышится легко, и на ум приходят легкие воспоминания о невозвратимом детстве…
Домашнее задание.
1. Творческое задание. Если утро такое доброе, то какими будут день и вечер? Напишите мини - сочинение на одну из тем: «Добрый день», «Добрый вечер», имея в виду картины природы.
2. Выучите стихотворение С. Есенина «С добрым утром!» наизусть.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
В начале урока вы заполняли таблицу. Настала очередь заполнить третью колонку.
Прочитайте свои ответы в третьей колонке (Что вы узнали?)
- Какие материалы урока вам особенно понравились и почему?
Тема: С. Есенин «С добрым утром!» (презентациясымен)
Цель: осмысленное восприятие идейно - художественного содержания лирического произведения
Задачи:
1. Образовательная: познакомить учащихся с особенностями изображения природы в лирическом произведении Серебряного века; научить системному анализу лирического произведения..
2. Воспитательная: привитие интереса к поэтическому языку, развитие эстетического вкуса, воспитание бережного отношения к природе.
3. Развивающая: совершенствование навыков анализа и интерпретации поэтического текста
Технические средства обучения: слайды, тексты, иллюстрации, музыка.
Основные технологии, применяемые на занятии: технологии развивающего обучения, проектная технология, технологии критического мышления через чтение и письмо
Эпиграф к уроку:
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
С. А. Есенин
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
Сегодня мы окунемся в мир ярких красок и впечатлений, которые нам подарил один из замечательнейших русских поэтов Серебряного века, о котором другой поэт, Николай Браун, написал следующие строки:
В этом имени – слова «ясень».
Осень, ясень, осенний цвет.
Что - то есть в нём
От русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Синь берёзы
И синь – рассвет.
Что - то есть в нем
И от весенней
Грусти, юности и чистоты...
- Услышали ли Вы эту фамилию?
Только скажут –
«Сергей Есенин»,
Всей России встают черты...
- Какой приём использовал Николай Браун в своём стихотворении? (Звукопись)
- Имя Сергея Есенина вам уже знакомо. Я предлагаю вам заполнить таблицу следующего содержания:
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Последнюю колонку в этой таблице вы заполните в конце урока.
3. Чтение и анализ стихотворения.
Сегодня мы будем читать стихотворение замечательного русского поэта Сергея Есенина «С добрым утром!».
Чтение стихотворения.
- Какое впечатление вызвало у вас стихотворение?
Словесное рисование.
- Представьте, что перед вами мольберт с палитрой красок. Какие бы краски вы использовали для написания картины «С добрым утром!»?
(Для ответа на этот вопрос учащиеся должны внимательно перечитать стихотворение и найти следующие цветовые эпитеты: «золотые», «румянит», «зеленые», «серебряные», «перламутром». Вывод: в иллюстрации надо использовать яркие, разноцветные, праздничные, блестящие краски).
Работа над изобразительно - выразительными средствами.
- Вспомните, какие изобразительно - выразительные средства вы знаете? (эпитеты, олицетворения, метафоры). Дайте определения этим средствам (эпитет - учебник 8 класса с. 220; олицетворение - учебник 7 класса с. 119).
- Вы заметили, что в стихотворении много цветовых эпитетов, поэтому картина получилась…( красочная, праздничная, в ней много света).
- Но у С. Есенина красота утра не застывшая, она живая. Какое художественное средство применил для этого поэт? (Олицетворение).
- Назовите олицетворения. (Задремали, задрожало, улыбнулись, растрепали, обрядилась, шепчет).
- В стихотворении есть не только эпитеты и олицетворения, но и другие выразительные средства. Какие? (метафоры).
- Что называется метафорой? Если затрудняетесь с ответом, обратитесь к тексту учебника на странице 19.
- Найдите в стихотворении «С добрым утром!» метафоры
( метафоры - «зеркало затона», «горят... росы», «шелковые косы», «румянит сетку небосклона»).
Выяснение лексического значения слов «затон», «заводь», «брезжит».
Брезжит – едва светит
Заводь – қойнау
Затон – шығанақ (учебник 8 кл. С. 19 - 20).
- Все изобразительно - выразительные средства создают насыщенные ассоциации. Они помогают читателю вообразить и эстетически оценить данную картину жизни.
Мир красочной, праздничной, природы изображается автором как мир живой, просыпающийся, наполненный ласковой дремой, улыбающимся уютом и свежестью (запись в тетрадях).
Метафоры, олицетворения, эпитеты помогают автору раскрасить и «вдохнуть» живую душу в мир природы, в котором все ценно, и все вызывает любовь и теплую нежность (запись в тетрадях).
- Ребята, а вы заметили, как движется взгляд поэта: что он видит в природе в начале и в конце стихотворения?
1 строфа – небо, золотые засыпающие звезды (гаснущие, слабо мерцающие на фоне светлеющего неба); затем взгляд поэта опускается на землю, он видит речную заводь с недвижной водой, в которой отражается блеск звезд; утренняя заря, освещающая мир «румяным» светом.
2 строфа – взгляд поэта обращен на березки, стоящие неподалеку, которые еле колышут своими ветками под легким утренним ветерком; затем взгляд падает под ноги, где в свете утренней зари «горит» роса серебристым цветом.
3 строфа – около ног, у плетня, поэт видит крапиву, которая из - за росы покрылась перламутровым блеском и качается под утренним ветерком.
Вывод 1: поэт охватывает взглядом весь мир – от поднебесья до «заросшей крапивы», которая путается под ногами; он изображает картину просыпающейся природы. Можно предположить по ряду примет («брезжит свет», «зеленые сережки», «заросшая крапива»), что автор описывает раннее июньское утро, около пяти часов.
Вывод 2: Взгляд лирического героя переходит от звездного небосклона к явлениям земным – озеру, березкам, а затем к предметам будничным, обыденным (плетню, крапиве). Но везде – от звездного беспредельного неба до шалуньи - крапивы – мир наполнен трепетной гармонией и красотой (запись в тетради).
Работа с графическим рисунком стихотворения
В стихотворении С. Есенина даже звуки перекликаются друг с другом.
- Посмотрите на первую строфу. Какие согласные повторяются? (з, ж, д, р). Что они передают? (Звон, дрожание).
На звуки, родившиеся в небе, откликается земля: задремали - задрожало.
В мире появляется созвучие. Внесем наше открытие в рисунок (рисунок на слайде).
Во второй и третьей строфах звуки (ш, с) передают шепот, шорох, шептание. Он разносится по всей земле, расширяя пространство стихотворения.
- Что можно сказать об этом мире? (Это мир гармонии. В нем созвучие всего пространства).
- Как лирический герой соотносит себя с изображаемым миром? Где вы его видите? Как он относится к этому миру? (Он влюблен в красоту, окружающую его, ощущает себя частью этого мира).
- Какое настроение передает стихотворение? (Радостное от ощущения дыхания жизни; это восторг, праздник).
Вывод, работа с эпиграфом.
Не каждому человеку удается ощутить красоту мира, а только тому, который сказал о себе: «Все встречаю, все приемлю. / Рад и счастлив душу вынуть».
- Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению Есенина? (Вначале должна звучать тихая, сонная мелодия, переходящая в дальнейшем в более громкую и радостную. Однако музыка должна передать не бурную радость, а нежную, тихую. В конце пусть зазвучит мелодия, передающая восторженную влюбленность поэта в мир).
- Я предлагаю вашему вниманию послушать композицию Петра Ильича Чайковского и постараться еще раз представить картину, нарисованную С. Есениным в стихотворении «С добрым утром!» (музыка на СД - диске).
Проверка домашнего задания.
Вам нужно было выполнить проект «Утро» в мире культуры». Опережающее задание содержало следующий алгоритм работы:
1. Выяснить, кто из авторов художественных произведений использовал слово «утро» в названии.
2. Выяснить, кто из художников использовал слово «утро» в названии.
3. Выяснить, кто из композиторов использовал слово «утро» в названии своего произведения.
4. Слово «утро» в названиях кинокартин.
5. Слово «утро» в тексте вашего (мини - сочинения, синквейна).
- На мой взгляд, очень удачным получился проект у группы учеников: Жулдыз, Дианы и Багдагуль. Я предлагаю познакомиться с этим проектом всем ученикам.
- Мне бы хотелось подарить вам свой этюд, который я специально написала к сегодняшнему уроку:
Утро как состояние души
Утро… На траве видны бриллиантовые капельки росы. Они переливаются на солнце и слепят глаза. Я шагаю по земле, усыпанной миллионами маленьких бусинок. Как не хочется топтать эту красоту!
Приятное ощущение прохлады проносится по всему телу. Утренняя свежесть наполняет душу. Дышится легко, и на ум приходят легкие воспоминания о невозвратимом детстве…
Домашнее задание.
1. Творческое задание. Если утро такое доброе, то какими будут день и вечер? Напишите мини - сочинение на одну из тем: «Добрый день», «Добрый вечер», имея в виду картины природы.
2. Выучите стихотворение С. Есенина «С добрым утром!» наизусть.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
В начале урока вы заполняли таблицу. Настала очередь заполнить третью колонку.
Прочитайте свои ответы в третьей колонке (Что вы узнали?)
- Какие материалы урока вам особенно понравились и почему?
Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.
Жаңалықтар
Второстепенные члены предложения. Обособление дополнений
Развитие функциональной грамотности, практических навыков и логического мышления учащихся Воспитание любви к природе, животному миру (к собаке, к лебеди)
Стихотворение С. Есенина «С добрым утром!»
Задачи: 1. Образовательная: познакомить с творчеством С. Есенина, сформировать навыки и умения находить изобразительно - выразительные средства языка.
Повторение изученного по теме «Фонетика»
Западно - Казахстанская область, Чингирлауский район, СОШ имени А. Тихоненко учитель русского языка и литературы Назарова Амина Есенгельдиевна
А. Я. Пришвин «Золотой луг»
Тұрғанбаева Тоғжан Рахметуллақызы Учитель русского языка школы - гимназии №32 г. Актобе
Реальное и мифологическое в повести
Учитель русского языка и литературы, Исаева Наргиз Сафаровна Средняя школа №10. Г. Жезказган, Карагандинская область
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.