Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Л. Н. Толстой «Война и мир»

13 маусым 2013, Бейсенбі
«Мысль народная» и воля истории в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». (10 класс)
Цели: обобщить знания учащихся по роману « Война и мир».
Учащиеся должны знать содержание романа, понимать проблему национального характера, проблему истинного и ложного патриотизма.
Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, развивать монологическую речь учащихся,
работать с текстом романа, проследить « мысль народную» в романе « Война и мир».

Ход урока:
1. Орг. момент. Прозвенел звонок, внимание,
Хорошо, что все без опоздания.
Нынче не то, что солдат, а и мужичков видал!...
Всем народом навалиться хотят…

План
1. Причины войны 1812 года.
2. Кутузов как воплощение мысли народной и нравственных идеалов Л. Толстого.
3. Бородинское сражение.
4. Роль Бородинского сражения.
5. Истинный патриотизм русского дворянства.
6 Воля истории и воля народа в романе Л. Н. Толстого.

Вступительное слово учителя. Учитель: Можно предположить, что роман "Война и мир" назван так именно потому, что в нем отражаются две эпохи жизни русского общества начала XIX века: период войн против Наполеона 1805 -- 1814 годов и мирный период до и после военного времени.
В произведении эпизоды войны сменяются эпизодами мира, то есть мирного времени.
И на первый взгляд кажется, что в заглавии заключена одна антитеза: война — мирное время, и что слово «мир» следует понимать только как антоним слову «война».

Но у Толстого - писателя, психолога, философа, историка все намного сложнее.
Толстого волнуют основные вопросы эпохи: о путях развития России, о судьбах народа, о его роли в истории, о взаимоотношениях дворянства и народа, о роли личности в истории. Лев Николаевич считал, что ответить ему на эти вопросы помогут великие исторические события, к которым он относит Отечественную войну 1812 года и восстание декабристов. Об этом он и решает написать произведение. Работать над новым произведением он начинает в 1863 году, работа продолжается 6 лет. Новое произведение получило название « Война и мир». Народ как носитель нравственных ценностей занимает всё большее место в произведении.

Развитие событий в романе связано движением самой истории, все действующие лица участвуют в историческом процессе, судьбы отдельных героев связаны семейной хроникой, картинами природы, сценами сражений. И весь этот огромный материал связан единой мыслью, которую писатель определил как « мысль народную»
Раскрыть народное значение Отечественной войны 1812 года, показать роль народа и личности в истории, понять и показать характер русского народа, характер, особенно проявившийся в острый исторический момент – вот к чему стремился в своём произведении Толстой.
Об этом мы с вами сегодня и поговорим.

1. Первый вопрос, на котором мы остановимся: причины войны 1812 года.
Сообщение уч - ся.
Т. 3. ч. 1. гл. 1.
Вывод. Итак, исходя из причин войны 1812 года, мы можем сказать, какой характер войны 1812 года для русских? (Да, справедливый, оборонительный характер, освободительный. ).
Для русских это вынужденное, единственно возможное в сложившихся условиях спасение родной земли, национального достоинства и независимости.

2. Война началась. Кто же будет главнокомандующим в русской армии?
Сообщение уч - ся. Видео «Совет в Филях»..
Вывод.
Царь был против назначения Кутузова главнокомандующим, но по требованию народа он назначил его главнокомандующим. Кутузов как воплощение « мысли народной» и нравственных идеалов Л. Толстого.(т. 3. ч. 2 гл. 22., т. 3. ч. 3. гл. 4., т. 4. ч. 4. гл 5, т. 4. ч. 2. гл. 3) Народное представление о величии Толстой подчёркивает в образе Кутузова, который является для него нравственным идеалом: « Для нас нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
Кутузов не претендует на роль всесильного и всезнающего полководца. Он стремится к главному, с точки зрения Толстого, – руководить «духом армии», от которого зависит исход сражения, который составляет главный нерв войны.

Правота Кутузова в споре с Бенигсеном на совете в Филях как бы подкрепляется тем, что на стороне « дедушки» ( Кутузова ) симпатии крестьянской девочки Малаши.
Кутузов всегда скромен и прост и потому не только обаятелен, но и значителен.
Думал о народе, о России.
Москву сдали, чтобы спасти Россию, армию, собраться с силами.
Кутузов возвеличивается как полководец, умеющий подчинять все мысли и действия народному чувству.

Кутузов и Наполеон противопоставлены в романе. Оба полководца покидая страницы роман а,
сопровождаются народным судом:
Кутузов – всеобщим одобрением на смотре под Красным, а Наполеон - разговором солдат: «А кабы на мой обычай, я бы его изловимши да в землю закопал. Да осиновым колом. А то что народу загубил. Всё одно конец сделаем, не будет ходить».
(Не бездействует. Мудрость, доброта, « голубчик», простота). Видео «Спасена Россия».
Образ борющегося народа наиболее раскрывается в главах, а их 21, посвящённых Бородинскому сражению. Бородинская битва решает участь России и наполеоновской Франции.
Вижу я, что вы устали,
Позову Весельчака.
Проведёт он физминутку,
Всем понравится она. Физминутка. (Танцевальные движения)

3 Посмотрим, как Толстой показывает Бородинское сражение. Т. 3. ч. 2. гл. 30, 38.
Для чего было дано Бородинское сражение? « требование народного сражения…» гл. 19. Т 3., гл. 21.
Вид Бородинского поля в начале сражения. Красота панорамы выражает «торжественность минуты». (гл. 30)
«Страшный вид поля сражения…»Осуждение Наполеона, который отрёкся « от правды и добра, и от всего человеческого» (гл. 38).

4. Какое значение имела Бородинская битва?
Сообщение уч - ся. Презентация
Рисуя войну 1805 – 1807 годов, Толстой объясняет поражение русских именно тем, что солдатской массе неясен был смысл этой войны, чужды цели. В войне 1812 года цели ясны каждому солдату, каждому крестьянину.
Бородинская битва становится не просто военной операцией, а решающим народным сражением, в котором русский народ неминуемо должен одержать победу. Эту мысль о народном характере предстоящего сражения, об его исключительном значении Толстой выразил словами простого солдата: « Нынче не то, что солдат, а и мужичков видал!.. Всем народом навалиться хотят».
Лев Толстой глубоко понимает значение Бородинского сражения в народной войне 1812 года: « Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знамёнами, и тем пространством. На котором стояли и стоят войска, - а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своём бессилии, которая была одержана русскими под Бородиным».

Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.
3 415
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Композиционное своеобразие романа И. С. Тургенева. Первое знакомство с Евгением Базаровым
Композиционное своеобразие романа И. С. Тургенева. Первое знакомство с Евгением Базаровым
На прошлом уроке мы познакомились с основными событиями в жизни и творчестве И. С. Тургенева. Сегодня урок мы начнём с того, что проверим, как хорошо вы знаете основные даты из жизни Тургенева и соответствующие им события.
Разум и воля
Разум и воля
Өзін өзі тану пәні мұғалімі Мустафина Гульмира Куанышевна
Поэзия, опаленная войной
Поэзия, опаленная войной
Акмолинская область, Коргалжынский район Агротехнический колледж № 5 Преподаватель русского языка и литературы Тулюсова Гюльнара Сайлаубаевна
Учимся понимать и анализировать урок
Учимся понимать и анализировать урок
Средняя школа – гимназия №21. Провела: Естөре Маржан Данахметқызы
Имя прилагательное
Имя прилагательное
Тема урока: Имя прилагательное (урок повторения в 10 - классе) Цели урока: ● на основе песен военных лет повторить и закрепить знания о грамматических признаках и формах прилагательного;
Глагол
Глагол
Арипова Гульзат Орынбековна Учитель русского языка и литературы Актюбинская область, Айтекебиский район, с. Жабасак
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×