Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения
ТЕМА: ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ, ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ И ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ЦЕЛЬ: изучить виды предложений по цели высказывания и особенности интонации таких предложений.
Задачи:
1. Образовательная: научиться различать предложения по цели высказывания и правильно оформлять пунктуацию в нем; использовать побудительные предложения с учетом речевой ситуации; составлять синквейн по теме «Весна».
2. Воспитательная: воспитание культуры слова, привитие интереса к языку, бережное отношение к природе..
3. Развивающая: развитие познавательных, творческих и организационно - деятельностных качеств школьников.
Технические средства обучения: слайды, тексты, иллюстрации.
Основные технологии, применяемые на занятии: информационные технологии, технологии развивающего обучения, технологии критического мышления через чтение и письмо
Ход занятия
1. Организационный момент. Приветствие преподавателя.
Добрый день! Наше занятие посвящено сегодня знакам препинания в конце предложения. Тема звучит так: «Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения».
Сейчас я предлагаю вам интересную игру «Знаток русского языка». Вы должны ответить на вопрос: «Сколько знаков препинания в русском языке?» (слайд)
Правильный ответ: 10
2. Работа с эпиграфом занятия
К. Г. Паустовский говорил: «Знаки препинания – это как нотные знаки. Они держат текст и не дают ему рассыпаться».
Согласны ли вы со словами К. Г. Паустовского? Запишите высказывание писателя в свои тетради.
Можно ли прочитать этот текст громко? Почему?
3. Объяснение нового материала. Сейчас вы получите на руки опорные конспекты. Пользуясь схемой, расскажите о том, что такое предложение и какие бывают предложения по цели высказывания.
Работа по опорному конспекту.
……………..
4. Закрепление материала.
1 группа.
Выразительно прочитайте предложения, взятые из сказок А. С. Пушкина. Пользуясь опорным конспектом, дайте характеристику предложениям по цели высказывания.
1. Смилуйся, государыня рыбка! 2. Воротился он ко старухе. Что ж он видит? 3. Чего тебе надобно, старче? 4. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. 5. Вы ж, голубушки сестрицы, выбирайтесь из светлицы, поезжайте вслед за мной... 6. Выплесни ты нас на сушу! 7. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? 8. Не видал ли где на свете ты царевны молодой? 9. Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
2 группа
Запишите предложения. В скобках укажите их вид по цели высказывания. Какой вид предложений по цели высказывания отсутствует в ряду предложений? Придумайте и запишите его.
Образец: 1. Двадцать восемь делится на три? (Вопрос.) 2. Разделите двадцать восемь на два. (Побудит.)
Дописывается повествовательное по цели высказывания предложение: Я люблю уроки математики. (Повест.)
а) 1. Был прекрасный июльский день. 2 Чем вы, гости, торг ведете? (А. Пушкин)
б) 1. Мы объехали весь свет. (А. Пушкин) 2. Расскажите об этом всем!
в) 1. Кто из вас не любовался чудесным звездным небом в темную тихую ночь? (И. Соколов - Микитов) 2. Выучите наизусть это стихотворение.
3 группа
Прочитайте текст, составленный по книге Л. Лихачевой «Уроки этикета». Найдите в тексте предложения, разные по цели высказывания.
Есть множество волшебных слов: спасибо, пожалуйста, будьте добры. Попробуйте обратиться в троллейбусе к кому-нибудь: «Передайте на билетик!». А теперь обратитесь с помощью волшебных слов: «Будьте добры, передайте, пожалуйста, деньги на билет».
Разница есть?
Какие еще «волшебные слова» вы знаете? Запишите их.
Составьте 2 – 3 предложения со словом пожалуйста и запишите их. Обратите внимание на то, что это слово выделяется запятыми.
* Дополнительное задание. Речевой этикет. Работа с речевыми ситуациями.
Прочитайте выразительно тексты. Проанализируйте содержание обоих телефонных разговоров. Что вам понравилось и что вы изменили бы в них?
а) – Алло!
– Здравствуйте! Это технический отдел?
– Да...
– С вами говорит Костик – сын Васильевой Анны Павловны. Вы не могли бы позвать маму к телефону?
– К сожалению, ее сейчас нет на месте. Что - то передать?
– Пожалуйста, если вас не затруднит, передайте, что я ушел в гости на день рождения Маши Селезневой и вернусь не позже восьми часов вечера. Пусть не волнуется за меня.
– Хорошо, Костя. Обязательно передадим.
– Большое спасибо! До свидания!
б) – Алло, мне Наташу.
– Здравствуйте, Наташи нет дома, может быть, ей что - то передать?
– Нет! (Бип - бип - бип...)
– Мне кто - нибудь звонил? – спросила Наташа бабушку, едва вбежав в квартиру.
– Звонила какая - то невежа.
– Почему невежа?
(Л. Лихачева)
Как вы думаете, почему бабушка так сказала? Исправьте ошибки Наташиной подруги.
Запишите слова звон'ит, звон'ишь, позвон'ит, позвон'ят и поставьте в них ударения.
Задание. Работа с текстами по учебнику (с. 163 упр. 1; с. 164 упр. 2).
Откройте учебники на стр. 163. Прочитайте задание в упражнении 1.
Задание. Прочитайте два текста. Скажите, чем они различаются?
На слайде показаны вопросительные слова (кто? Что? Какой? Чей? Где? Откуда? Куда? Когда? Как? Почему? Который? Сколько?).
Задание. При помощи вопросительных слов письменно составьте вопросы к первому тексту. Выберите те слова, которые уместны по смыслу. Вопросов должно быть не меньше пяти.
Скажите, о чем были два текста?
Я предлагаю и вам выразить свои мысли и чувства об этой удивительной поре года. Посмотрите на слайд «Весна».
Работа со слайдами.
Домашнее задание «НАРИСУЙ ВЕСНУ»
Напиши о том, как пришла весна в твой город.
Или
Ответь на вопрос: Почему я люблю приход весны?
Подведение итогов урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Какие материалы урока вам особенно понравились и почему?
Объявление оценок учащихся.
Учитель русского языка и литературы
общеобразовательной казахской
средней школы № 33 г. Актобе
Куанышбаева Г. К.
ЦЕЛЬ: изучить виды предложений по цели высказывания и особенности интонации таких предложений.
Задачи:
1. Образовательная: научиться различать предложения по цели высказывания и правильно оформлять пунктуацию в нем; использовать побудительные предложения с учетом речевой ситуации; составлять синквейн по теме «Весна».
2. Воспитательная: воспитание культуры слова, привитие интереса к языку, бережное отношение к природе..
3. Развивающая: развитие познавательных, творческих и организационно - деятельностных качеств школьников.
Технические средства обучения: слайды, тексты, иллюстрации.
Основные технологии, применяемые на занятии: информационные технологии, технологии развивающего обучения, технологии критического мышления через чтение и письмо
Ход занятия
1. Организационный момент. Приветствие преподавателя.
Добрый день! Наше занятие посвящено сегодня знакам препинания в конце предложения. Тема звучит так: «Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения».
Сейчас я предлагаю вам интересную игру «Знаток русского языка». Вы должны ответить на вопрос: «Сколько знаков препинания в русском языке?» (слайд)
Правильный ответ: 10
2. Работа с эпиграфом занятия
К. Г. Паустовский говорил: «Знаки препинания – это как нотные знаки. Они держат текст и не дают ему рассыпаться».
Согласны ли вы со словами К. Г. Паустовского? Запишите высказывание писателя в свои тетради.
Можно ли прочитать этот текст громко? Почему?
3. Объяснение нового материала. Сейчас вы получите на руки опорные конспекты. Пользуясь схемой, расскажите о том, что такое предложение и какие бывают предложения по цели высказывания.
Работа по опорному конспекту.
……………..
4. Закрепление материала.
1 группа.
Выразительно прочитайте предложения, взятые из сказок А. С. Пушкина. Пользуясь опорным конспектом, дайте характеристику предложениям по цели высказывания.
1. Смилуйся, государыня рыбка! 2. Воротился он ко старухе. Что ж он видит? 3. Чего тебе надобно, старче? 4. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. 5. Вы ж, голубушки сестрицы, выбирайтесь из светлицы, поезжайте вслед за мной... 6. Выплесни ты нас на сушу! 7. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? 8. Не видал ли где на свете ты царевны молодой? 9. Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
2 группа
Запишите предложения. В скобках укажите их вид по цели высказывания. Какой вид предложений по цели высказывания отсутствует в ряду предложений? Придумайте и запишите его.
Образец: 1. Двадцать восемь делится на три? (Вопрос.) 2. Разделите двадцать восемь на два. (Побудит.)
Дописывается повествовательное по цели высказывания предложение: Я люблю уроки математики. (Повест.)
а) 1. Был прекрасный июльский день. 2 Чем вы, гости, торг ведете? (А. Пушкин)
б) 1. Мы объехали весь свет. (А. Пушкин) 2. Расскажите об этом всем!
в) 1. Кто из вас не любовался чудесным звездным небом в темную тихую ночь? (И. Соколов - Микитов) 2. Выучите наизусть это стихотворение.
3 группа
Прочитайте текст, составленный по книге Л. Лихачевой «Уроки этикета». Найдите в тексте предложения, разные по цели высказывания.
Есть множество волшебных слов: спасибо, пожалуйста, будьте добры. Попробуйте обратиться в троллейбусе к кому-нибудь: «Передайте на билетик!». А теперь обратитесь с помощью волшебных слов: «Будьте добры, передайте, пожалуйста, деньги на билет».
Разница есть?
Какие еще «волшебные слова» вы знаете? Запишите их.
Составьте 2 – 3 предложения со словом пожалуйста и запишите их. Обратите внимание на то, что это слово выделяется запятыми.
* Дополнительное задание. Речевой этикет. Работа с речевыми ситуациями.
Прочитайте выразительно тексты. Проанализируйте содержание обоих телефонных разговоров. Что вам понравилось и что вы изменили бы в них?
а) – Алло!
– Здравствуйте! Это технический отдел?
– Да...
– С вами говорит Костик – сын Васильевой Анны Павловны. Вы не могли бы позвать маму к телефону?
– К сожалению, ее сейчас нет на месте. Что - то передать?
– Пожалуйста, если вас не затруднит, передайте, что я ушел в гости на день рождения Маши Селезневой и вернусь не позже восьми часов вечера. Пусть не волнуется за меня.
– Хорошо, Костя. Обязательно передадим.
– Большое спасибо! До свидания!
б) – Алло, мне Наташу.
– Здравствуйте, Наташи нет дома, может быть, ей что - то передать?
– Нет! (Бип - бип - бип...)
– Мне кто - нибудь звонил? – спросила Наташа бабушку, едва вбежав в квартиру.
– Звонила какая - то невежа.
– Почему невежа?
(Л. Лихачева)
Как вы думаете, почему бабушка так сказала? Исправьте ошибки Наташиной подруги.
Запишите слова звон'ит, звон'ишь, позвон'ит, позвон'ят и поставьте в них ударения.
Задание. Работа с текстами по учебнику (с. 163 упр. 1; с. 164 упр. 2).
Откройте учебники на стр. 163. Прочитайте задание в упражнении 1.
Задание. Прочитайте два текста. Скажите, чем они различаются?
На слайде показаны вопросительные слова (кто? Что? Какой? Чей? Где? Откуда? Куда? Когда? Как? Почему? Который? Сколько?).
Задание. При помощи вопросительных слов письменно составьте вопросы к первому тексту. Выберите те слова, которые уместны по смыслу. Вопросов должно быть не меньше пяти.
Скажите, о чем были два текста?
Я предлагаю и вам выразить свои мысли и чувства об этой удивительной поре года. Посмотрите на слайд «Весна».
Работа со слайдами.
Домашнее задание «НАРИСУЙ ВЕСНУ»
Напиши о том, как пришла весна в твой город.
Или
Ответь на вопрос: Почему я люблю приход весны?
Подведение итогов урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Какие материалы урока вам особенно понравились и почему?
Объявление оценок учащихся.
Учитель русского языка и литературы
общеобразовательной казахской
средней школы № 33 г. Актобе
Куанышбаева Г. К.
Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.
Открытый урок по русскому языку 5 классе повествовательные вопросительные и побудительные предложения
Жаңалықтар
Обобщенно - личные предложения.
Сформировать знания учащихся различать виды односоставных предложений. Различать обобщенно - личные предложения. Основная идея: работа в группе, самооценка и взаимооценивание учащихся.
Функции союза « и» в простом и сложном предложении
ВКО, Кокпектинский район, с. Тассай, учитель русского языка и литературы сш им. Ауэзова Пикалова Тамара Николаевна
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
Актюбинская область, г. Алга, средняя школа № 2 им. В. И. Пацаева Ермагамбетова Жумагуль Сагинбаевна, учитель русского языка и литературы в казахской школе
Правописание именных частей речи (панорамный урок)
Учитель русского языка и литературы общеобразовательной казахской средней школы № 33 г. Актобе Куанышбаева Г. К.
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.