Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Правда о гражданской войне в «Донских рассказах» М. Шолохова

15 қаңтар 2014, Сәрсенбі
Тема: Правда о гражданской войне в «Донских рассказах» М. Шолохова.
Общая цель: проанализировать и сопоставить рассказы М. Шолохова с литературными произведениями о гражданской войне других авторов, определить авторское отношение к описываемым событиям и свою точку зрения к прочитанному и услышанному.
Ожидаемый результат: анализируют рассказы, дают оценку описываемым событиям, формулируют свою точку зрения.
Задания: подготовить индивидуальные задания, анализ текста, подготовить слайдовую презентацию по уроку, выучить наизусть стихотворение М.Цветаевой о гражданской войне.

Формы работы: групповая, индивидуальная, парная.
Форма проведения: слайдовая презентация
Ресурсы: компьютер, мультимедиа проектор, презентация на тему урока.
Подготовительный этап.
1. Учащиеся готовят индивидуальные задания:
* Сообщение о политической обстановке времен гражданской войны в России и Казахстане.
* Выучить наизусть стихотворение М. Цветаевой из цикла «Лебединый стан».
* Подготовить сочинение о казахстанском писателе И. Шухове.
* Подготовить сообщение о писателе И. Бабеле.

2. Презентация по теме урока.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Актуализация знаний.
- Курс русской литературы в 11 классе изучается нами в аспекте «Писатель и эпоха». На сегодняшнем уроке вам предстоит вспомнить, проанализировать и сопоставить ы вынести свое суждение о том, чему учат произведения писателей, изображающих лихие годы гражданской войны.
(слайд № 1: тема урока, эпиграф к уроку )
- Как вы понимаете слова Б. Пастернака «…вечные заложники у времени в плену…», отнесенные к творчеству М. Шолохова?
Ответы учащихся
- Писатель и его время неразрывно связаны друг с другом, и каждый из писателей дает свою оценку тому, чему был свидетелем…Чтобы окунуться в эпоху гражданской войны 1917 - 1922 гг., послушаем, что об этом говорят историки.
Сообщения учащихся о гражданской войне

Комментарий учителя.
- Это то, что говорят историки: сухие факты, цифры, события. А как изображалась война в литературных произведениях?
1. Марина Цветаева (показ слайда № 2)
Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!
То шатаясь причитает в поле - Русь.
Помогите - на ногах нетверда!
Затуманила меня кровь - руда!

И справа и слева
Кровавые зевы,
И каждая рана:
- Мама!
И только и это
И внятно мне, пьяной,
Из чрева - и в чрево:
- Мама!

Все рядком лежат -
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат.
Где свой, где чужой?

Белый был - красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был - белый стал:
Смерть побелила.

- Кто ты? - белый? - не пойму! - привстань!
Аль у красных пропадал? - Ря-азань.

И справа и слева
И сзади и прямо
И красный и белый:
- Мама!

Без воли - без гнева -
Протяжно - упрямо -
До самого неба:
- Мама!
(Декабрь 1920)

2. И. П. Шухов, современник М. Цветаевой, М. Шолохова, казахстанский писатель, в своих произведениях не обошел стороной тему гражданской войны. В его новеллах нет батальных сцен, не раскрывается суть, причины войны, так как это не исторические, а романтические новеллы. Противники выписаны в романтической манере как типичные представители противоборствующих сил. В них раскрывается дух народа, ненависть к жестокому врагу, стремящегося покорить степняков на их родной земле. (показ слайда №3, 4)

3. Исаака Бабеля неуёмная жажда правды выводит на страшные дороги гражданской войны. Рассказы «Конармия» явились уникальным документом того кровавого переломного времени. Писатель задает вопросы, без ответа на которые невозможно идти вперед, жить в согласии с эпохой, с самим собой и своей совестью.(показ слайда №5, 6)
- Возможно ли счастливое, безоблачное будущее, оплаченное сотнями тысяч человеческих жизней, сгоревших в огне братоубийственной гражданской войны? Могут ли быть оправданы жестокость и насилие во имя грядущего процветания и благоденствия?(показ слайда № 7)

3. Сообщение ученика о «Донских рассказах» М. Шолохова(показ слайда №8, 9)
Комментарий учителя
- Один из современников писал о «Донских рассказах» М. Шолохова: «Страницы рассказов густо окрашены кровью». Гражданская война, в противовес шуховским рассказам, изображена «антиромантично», без прикрас. Классовая ненависть сильнее родственных чувств. Сын казнит родного отца, отец в схватке убивает сына… Шолохов показывает, как «безобразно просто» умирали люди.

4. Анализ «Донских рассказов»(групповая работа)
Схема анализа на слайде (показ слайда № 10)

Идейно - художественное своеобразие произведения
1. История создания. Место произведения в творчестве писателя. Отношение к литературной традиции.
2. Содержание. Тематика. Проблематика. Идея и идейно - эмоциональная оценка (пафос произведения)
3. Форма. Род и жанр. Сюжет и композиция:
- смысл названия
- композиция сюжета(экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог)
- система образов: главные герои
- средства создания образа (поступки, речь, авторская характеристика, самооценка героя)
- роль детали
- пейзаж, интерьер
- отступления от сюжета
- речевая система: повествование, описание, рассуждение как основа повествовательного монолога: просторечие и диалектизмы
4. Значение произведения в литературной жизни эпохи.
1 группа анализ рассказа «Шибалково семя»
2 группа анализ рассказа «Родинка»
3 группа анализ рассказа «Продкомиссар»

Комментарии учителя к выступлениям учащихся:
- Возможно ли счастливое, безоблачное будущее, оплаченное сотнями тысяч человеческих жизней, сгоревших в огне братоубийственной гражданской войны? Могут ли быть оправданы жестокость и насилие во имя грядущего процветания и благоденствия?
Ответы учащихся

5. Подведение итогов урока
- Мы сегодня постарались ответить на эти вопросы. Ход истории тому подтверждение – не может светлое будущее строиться на смерти, крови, братоубийстве, отцеубийстве. Жестокость оправдана быть не может – она всегда останется жестокостью. Перечитывая эти страницы, надо думать о том, чтобы такое никогда не повтори лось. Художники слова сказали свое веское слово о своем времени – нам решать, что мы выбираем. Самое страшное, что человечество не учится на ошибках прошлого – гражданские войны продолжаются… Недавние события в Киргизии тому подтверждение. Представьте ситуацию, что вам выпала возможность выступить перед повстанцами, какие доводы привели бы вы, чтобы остановить этих людей, не допустить кровопролития? Это и будет вашим домашним заданием.
6. Выставление и комментирование оценок
2 246
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрические цепи
Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрические цепи
Напряжение – это физическая величина, измеряемая отношением работы, совершаемой электрическим полем при перемещении заряда на данном участке цепи, к величина этого заряда.
Поэзия о Великой Отечественной войне. Расул Гамзатов. Журавли. Песни, опалённые войной
Поэзия о Великой Отечественной войне. Расул Гамзатов. Журавли. Песни, опалённые войной
Учитель русского языка и литературы Назарбаев Интеллектуальной школы г. Кызылорда Абуова Айгуль Талгаповна
Мороз - Красный нос
Мороз - Красный нос
Уразалиева Гулзинет Қызылорда қаласындағы №9 Н. Ілиясов атындағы мектеп гимназиясының орыс тілі мен әдебиет пәні мұғалімі
Ф.И. Тютчев Есть в осени первоначальной
Ф.И. Тютчев Есть в осени первоначальной
Акмолинская область, Г. Ерейментау, Основная школа №1 учитель русского языка и литературы Жолдаспаева Гульзия Сабировна
Индия в первой половине 20 века
Индия в первой половине 20 века
Шайкиева Гульнара Елтаевна Учитель истории и географии КГУ «СОШ №33 имени К. Рыскулбекова» ВКО, Семей
Состав слова
Состав слова
БҚО, Шыңғырлау ауданы, А.Тихоненко атындағы орта жалпы білім беретін мектебі Орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі Таганиязова Асия Шынтасовна
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×