Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


О достоинстве человека

23 наурыз 2014, Жексенбі
Категориясы: Өзін өзі тану
7 класс
Тема: О достоинстве человека
Цели и задачи:
1. Систематизация и обобщение понятий «достоинство», «чувство собственного достоинства».
2. Развитие потребности в самоуважении и уважении достоинства окружающих.
3. Воспитание чувства собственного достоинства.
Методы и приемы: мозговой штурм, беседа, работа в группах, анализ высказываний, работа с притчей, с цитатами.
1. Приветствие.
Сегодня я предлагаю начать наш урок с упражнения «Имена».
Назовите свое имя и качество характера, начинающееся на ту же букву, что и ваше имя. (Выполняют упражнение).

2. Прежде чем Вы узнаете тему сегодняшнего урока, я прочту Вам притчу об одном мудреце. Чтение притчи.
Как - то раз мудреца спросили, почему человеку даны два глаза, в то время как у него есть один рот и нос. Мудрец ответил, что левым глазом человек должен видеть собственные недостатки и пути их устранения, а правым глазом – достоинства другого человека, с тем, чтобы оказывать ему всяческое уважение.

Как вы думаете, почему человек должен видеть одним глазом собственные недостатки и исправлять их, а другим видеть достоинства другого человека?

(ОТВЕТЫ ПО КРУГУ)
Мы обладаем в душе ровно столькими достоинствами, сколько можем видеть их в других людях.
Хэзлитт У.
Значит, какой будет тема нашего сегодняшнего урока?
2. («О достоинстве человека»)
Как вы думаете, какие проблемы нам необходимо обсудить на уроке? (вывесить на доске 3 проблемы)
1. Что такое достоинство?
2. Что значит быть достойным человеком. Что такое чувство собственного достоинства?
3. Что значит жить достойно?
Сергей Иванович Ожегов.

ДОСТОИНСТВО: совокупность высоких моральных качеств, а также
уважение этих качеств в самом себе.
Ронять свое достоинство. Говорить с достоинством. Чувство собственного достоинства.
- ДОСТОЙНЫЙ: справедливый, заслуженный
Достойная награда.
- ДОСТОЙНЫЙ: уважаемый, почтенный
Достойная личность.

- ДОСТОЙНЫЙ: заслуживающий чего - нибудь
Достоин похвалы. Достоин порицания.

Как видим, это слово имеет 5 значений. Какие значения имеют отношение к теме урока? (в ходе ответов детей выделять цветом нужное значение)

Поговорим о том, что значит достойный человек.
Работа в группах.
1 группа.

В начале урока вы назвали качества своего характера. Вспомните эти качества. Какими из них, по - вашему, обладает достойный человек? Обсудите в группе и попробуйте создать модель достойного человека. Можно добавить качества, о которых еще не упоминалось. (5 мин)
Можно изобразить.

2 группа.
Перед вами пословицы, высказывания, афоризмы. Выберите и объясните из них те, которые подходят к теме нашего урока.

Отчет о работе групп.
Узнать, правильно ли мы понимаем значение этого словосочетания, нам поможет старинный словарь Даля.
(На доске)
Достойный, говорится в старинном словаре Даля, это – стоящий, заслуживающий, надлежащий, должный, приличный, сообразный с требованиями правды, чести. Иначе говоря, “достойный уважения”, “стоящий доверия”, “заслуживающий внимания”, “надлежащий – такой, каким должен быть Человек с большой буквы”, “ должный – обладающий высоким чувством долга, соответствующий требованиям своего времени”, “приличный в поведении”, “ сообразный с требованиями правды, чести”, не отступающий от правил правды и чести ни при каких обстоятельствах.
А как вы понимаете, что такое чувство собственного достоинства?
(ответы детей)

^ Чтение рассказа

В гости к Ване приехал дедушка. Это был не седой старичок с палочкой, а настоящий капитан. У него была очень красивая морская форма и фуражка с эмблемой. На погонах были звезды, а на рукавах полоски и якоря.
Ваня был горд и ему очень хотелось, чтобы дедушка заметил, какой Ваня сильный, смелый, ловкий – настоящий мужчина.
Когда Ваня с дедушкой пошли гулять по городу, прохожие с восхищением смотрели на деда. Ваню переполняло счастье. Они решили поехать в парк. В подошедший трамвай Ваня, опередив всех пассажиров, вскочил первым. Свободных мест было немного, но Ваня, ловко проскользнув, занял место у окна. Он ждал, что сейчас дедушка обязательно похвалит его ловкость. Но дедушка (а он зашел в вагон последним) был не доволен: “ - Не думал я, что ты еще такой маленький, ростом вроде не мал, а вот да настоящего мужчины еще очень далеко…”. Ваня был удивлен: - “Деда, ведь я всех обогнал, место лучшее занял…?”
– Вот в этом - то все и дело. Кого ты обогнал? Женщин, старушек?
– Да! А, вон, смотри, парни – студенты, другие мужчины,” – показал Ваня.
– А ты заметил, что они вперед женщин пропустили, только потом сами зашли? Вот это настоящие мужчины. А ты еще малыш.
Очень, очень огорчили Ваню эти слова.
^ Как вы думаете, почему?
Он думал, что, когда быстрее всех все лучшее себе успеваешь добыть, это хорошо, а, оказывается, уступать, пропускать вперед себя кого - то надо, чтобы тебя сильным мужчиной считали.

В парке дедушка спросил Ваню:
– Ты слышал про гибель “Титаника”?
– Конечно, я и фильм смотрел и книжку читал, – ответил Ваня.
– Обратил ли ты внимание, когда судно начало тонуть, на воду спустили шлюпки, но мест в них было мало, на всех не хватало. Капитан отдал приказ: “В шлюпки садятся только женщины, дети и гребцы - матросы”.
В салоне - люкс плыли очень состоятельные люди. На родине у них были и заводы, и банки, и дорогие дома. Но сейчас ничего это не могло им помочь. Все они хотели жить, но сидели и ждали, когда огромный пароход пойдет ко дну вместе с ними. Только один мужчина пробрался в шлюпку, которую потом подобрали спешащие на помощь суда. Он спас свою жизнь, но потерял честь. Никто не подавал ему руки, никто не хотел иметь с ним дела. Его все презирали.

– Почему капитан отдал такой приказ?
– Почему у людей принято правило в трудных ситуациях спасать слабых?

– Как называют людей, способных сделать что - то хорошее другим или даже отдать свою жизнь, спасая других? (Добрые, сильные, мужественные, милосердные, благородные, герои, сильные духом, бескорыстные, жертвенные, способные служить другим и т. д.) Все предложенные детьми варианты записать на доске.

- Обязательно ли быть героем, чтобы стать достойным человеком?

- А где в наше время можно проявить достоинство? По отношению к кому надо вести себя достойно? А в чем это выражается? Или А как?

- Надо ли вести себя достойно по отношению к себе? Как называется чувство уважения, достойного отношения к себе? (Чувство собственного достоинства)

^ Выберите цитату, которая, по - вашему, лучше всего подходит к понятию чувства собственного достоинства.
Информация к размышлению:

Достоинства есть именно то, что больше всего возвышает человека, что придает его деятельности, всем его стремлениям высшее благородство…
К. Маркс

Не сильные лучшие, а честные. Честь и
Собственное достоинство – сильнее всего.
Ф. М. Достоевский.

Безмерное самолюбие и самомнение

Не есть признак чувства собственного достоинства.
Ф. М. Достоевский

Всякое достоинство, всякая сила спокойны именно потому, что уверены в самих себе.
В. Белинский

Что значит жить достойно? (беседа)

Конституция РК о достоинстве.
Скажите, какой закон в нашей стране стоит на защите чести и достоинства человека?
В статье 17 Конституции Республики Казахстан записано, что достоинство человека неприкосновенно. Никто не должен подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению. Эти деяния уголовно наказуемы. Ведь, действительно, достоинство – это неотъемлемая и безмерная ценность каждого человека, которая позволяет ему оставаться самим собой, осознавать свою неповторимость в огромном мире людей.

Итог урока:
Итак, в основе человеческого бытия лежит доброта, доброе отношение друг другу, чувство человеческого достоинства. Поэтому и хочется закончить наш урок стихотворением Гульчехры Джураевой.

Говорят, что я горда.
Что же – я отвечу: да
Перед низостью горда,
Перед пошлостью горда,
Я всегда.

Если подленькая месть
Мне захочет в душу влезть,
Если золотом увесят –
Совесть заглушить хотят, -
Перед этим я горда
Отвечаю: “Никогда”.

Но с тобою, доброта,
Я доверчиво проста,
Тает гордость, словно снег
В день погожий по весне…
Как ищу я, как я жду
Красоту и доброту!

Вот и мне хочется, чтобы вы пронесли по жизни эти лучшие качества: доброту, милосердие к людям. И тогда про вас скажут: этот человек обладает чувством собственного достоинства и уважает достоинства других.
6 020
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Разум и воля
Разум и воля
Өзін өзі тану пәні мұғалімі Мустафина Гульмира Куанышевна
Олжас Сулейменов «Волчата»
Олжас Сулейменов «Волчата»
Атырау қаласы, №32 орта мектептің орыс тілі пәні мұғалімі Темирова Венере Майдановна
Сергей Козлов «Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды»
Сергей Козлов «Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды»
Мангистауская область, село Шетпе, Шетпинская гимназия Преподаватель русского языка и литературы Сейлова Шолпан Беккожаевна
В. Г. Распутин «Уроки французского»
В. Г. Распутин «Уроки французского»
Ақтөбе қаласындағы №34 орта мектебінің орыс тілі мен әдебиетініңпәні мұғалімі Қаламқас Какенова Гельманкызы
В поиске истины. (6 класс)
В поиске истины. (6 класс)
Урок самопознания по теме "В поиске истины" нацелен на формирование у учащихся мотивов поиску истины как важной ценности в познании себя и окружающего мира.
Реальное и мифологическое в повести
Реальное и мифологическое в повести
Учитель русского языка и литературы, Исаева Наргиз Сафаровна Средняя школа №10. Г. Жезказган, Карагандинская область
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×