Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47

Антонимы

16 наурыз 2016, Сәрсенбі
Антонимы
Цели и задачи: 1. Образовательные:
повторить и систематизировать понятия лексическое значение слова - синонимы.
познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие « антоним».
научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте, познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах.
2. Развивающие:
развивать навык работы со словарной статьей, умение определять лексическое значение слова.
развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей.
Развивать сообразительность, мышление, внимание, память.
3. Воспитательные: Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность. Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного. Воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу. Воспитывать видеть и чувствовать прелести природы, беречь её дары.
Тип урока: комбинированный
Методы: репродуктивный, метод чтения, беседа, рефлексия.
Оборудования: интерактивное, програмное обеспечение Word Power Point, плакаты « Времена года»; иллюстрации картин, карточки.

Ход урока
I. Организационный момент
- Приветствие
- Мотивация.
К первому рисунку подберите синонимы – имена прилагательные, которые передавали бы настроение этого человечка. (веселый, радостный, счастливый) А этого человечка? (печальный, грустный, несчастный)

- Подберите синонимы - имена существительные – ко второму рисунку, которые бы рассказали, что случилось у этого человечка (горе, беда, несчастье)

II. Опрос домашнего задания
1) Упражнения 108, 109
2. Слова, одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.
(синонимы)
Т. е, ребята, на прошлых уроках мы с вами говорили о лексическом значении слова и о синонимах.
Давайте обобщим эти понятия.
Слова – это строительный материал языка. Поэтому нельзя знать язык, не зная слов. Вместе все слова образуют его словарный состав, или лексику. Каждое слово имеет лексическое значение. Лексическое значение слова – это то, что обозначает данное слово. Лексическое значение слов разъясняется в толковых словарях (түсіндірме сөздігінде).
Синонимы – это слова, очень близкие по значению. Они могут обозначать один и тот же признак предмета ( весёлый ), один и тот же предмет ( дорога и путь ). одно и то же действие ( убирать и снимать урожай )
Русский язык необыкновенно богат и разнообразен.
А сегодня, мы с вами поговорим о таких парах слов, которыми пользуются все люди на свете. Нам то холодно, то жарко, то сытые, то голодные, то грустные, то весёлые. Мы все каждый день ложимся спать, а утром встаём. Вот о таких словах, которые имеют противоположное значение, как они называются, мы узнаем из кроссворда, который сейчас отгадаем.

Кроссворд « Спрятанное слово
Горький – сладкий
Трудолюбивый - ленивый
Начинать – кончать
Короткий - длинный
Буря – затишье
Свет – темнота
Рыхлый – плотный

Теперь записываем тему урока: « Антонимы». Значит антонимы
( от греческого слова анти – против. оним – имя) слова одной и той же части речи с противоположным значением.
А все ли слова имеют противоположное значение?
Сейчас проверим.
Игра « Смотри, не ошибись».
Большой маленький), много (мало), стакан, высокий – низкий, верблюд, весёлый
(грустный), дом, хорошо (плохо), часы, кофе, чай, конец (начало), Аскар, яблоко,
Анель, золотой, я, мир (война ), пятый, Уалихан, синий, чёрный (белый).
Делаем вывод: Не все слова имеют антонимы.
Нет антонимов у имён собственных, местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих цвета (кроме белый – чёрный), прилагательных, образованных от названия металлов.
А теперь работа по учебнику ( стр. 53 задание для развития речи ). Слайды « Ранняя и поздняя осень».
Выписываем слова, противоположные по значению:
Высокие – низкие
Огромный – маленький
Толстый – тонкий
Словарная работа
Схожие сравнения можно найти и на этом рисунке (плакат с рисунком двух мальчиков )
1) Толстый - худой
2) Высокий - низкий
3) Весёлый - грустный
4) Темноволосый - светловолосый
5) Добрый - злой
6) Аккуратный - грязный
7) Умный - глупый
8) Румяный - бледный.

Ребята, если внимательно присмотреться к тому, что нас окружает, то можно найти очень много антонимов.
Давайте. Обратим внимание на « Времена года» и постараемся подобрать антонимические пары:
Зима – лето
Жарко – холодно
пасмурно – солнечно
Влажно – сухо

А теперь внимание на доску. Найти антонимы к словам
Да - …
Хороший - …
Утро - …
Дерево - …
Мир - …
Алия
Весело - …
Дом - …
Пятый -...

Немного отдохнём и на загадки дадим отгадки.

Я антоним к слову – «лето»
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама.
Потому что я (зима).

Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна
Называюсь (тишина).

Следующая игра: «Эстафета»
(Каждому учащемуся раздаются по листку со словом, для которого надо найти антоним ).
Смысл игры заключается в быстроте и правильности ответов.
богатый
первый
плохой
умный
хорошо
чёрный
дёшево

Работа по учебнику ( стр. 55 упражнение 125 )
1. Чтение диалога по ролям
Диалог ( беседа двух или нескольких лиц )
Монолог( речь одного лица )
При диалогах и монологах можно использовать антонимы.
Также есть названия произведений в основе которых есть антонимы:
- «Война и мир» Л. Н. Толстого
- «Толстый и тонкий» А. П. Чехова
- «Живые и мёртвые» К. М. Симонова
С этими произведениями мы с вами познакомимся в старших классах.
Антонимы также используются для характеристики героев в пословицах, поговорках, крылатых выражениях.
Например:
Правой рукой строит, а левой разрушает
Ученье – свет, неученье – тьма.
Сытый голодного не разумеет.
А теперь внимание на доску

Творческий диктант
Легко сказать, да (трудно доказать)
Впереди беги, а (назад оглядывайся)
Мягко стелет. да (жестко спать)
Смотрит вдоль, а (видит поперёк)

Музыкальные отрывки
(тихая – громкая, быстрая – медленная, грустная – весёлая, успокаивающая – возбуждающая).
«Игра в мяч»
И нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко»
А ты ответишь (низко)
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь (близко)
Скажу я слово « потолок»,
А ты ответишь (пол)
Скажу я слово « потерял»
И скажешь ты (нашёл)
Скажу тебе я слово « трус»
Ответишь ты (храбрец)
Теперь начало я скажу
Ну отвечай (конец).

IY. Обобщение и закрепление материала
Последнее обобщающее задание нашего урока:
Найти пары слов – антонимов в предложении:
Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалёкие, красивые и уродливые. здоровые и больные весёлые и угрюмые, старые и молодые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые.
А вас, ребята, я хочу видеть только добрыми, храбрыми, умными, красивыми, здоровыми, весёлыми, молодыми, прямыми и откровенными.
 Y. Задания на дом: 1) Упражнения 126, 128.
 2) Выучить наизусть одно стихотворение, посвященное осени.
YI. Выставление и комментирование оценок.

Кызылординская область, Шиелийский район,
село Байгекум, средней школы № 251 имени М. Ауэзова
учительница русского языка и литературы
Калжанова Сабира Сарсенбаевна

Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.

Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.
3 122
0
85 дауыс
Оқи отырыңыз
Программалау еліне саяхат
Программалау еліне саяхат
REPEAT операторында қайталану шарты цикл соңында тексеріледі және цикл тұлғасы шарт жалған болғанша қайталанады. Ал WHILE - да керісінше. REPEAT - UNTIL қызметші сөздер арасында бірнеше оператор болса да bеgin - end операторлық жақшаны қолданбаса да
Обособленные обстоятельства
Обособленные обстоятельства
КГУ «Основная средняя школа села Тасарал» Кафедра общественно - гуманитарных предметов Балтышева Галия Арыновна учитель русского языка и литературы
Антонимдер
Антонимдер
Антонимдер ойды әсерлі, бейнелі түрде жеткізудің ең оңтайлы құралы. Мәселен, ғасырлар бойы атадан балаға мирас болып келе жатқан мақал - мәтелдердің, жұмбақтардың құрамында антонимдер жарыса қолданылады. (дәптерлеріне антонимдерді теріп жазады) •
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақ,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.