Обыкновенные дроби. Действия над обыкновенными дробями
Урок математики в 5 - м классе по теме: «Обыкновенные дроби. Действия над обыкновенными дробями»
Цели урока:
Образовательная: проверить умение выполнять действия с обыкновенными дробями устно и письменно, закрепить и проверить умение решать уравнения и задачи на обыкновенные дроби.
Развивающая: способствовать развитию у учащихся логического мышления, грамотной математической речи, развивать навыки самоконтроля.
Воспитательная: воспитание научного мировоззрения, воспитание уважения к сверстникам.
Тип урока: урок применения знаний и умений
Форма проведения: нетрадиционная
МПЗ: физика, литература, биология
Оборудование: сигнальные карточки цветов радуги, презентация, фонограмма записи шума летнего дождя, индивидуальные карточки, оценочные листы.
Ход урока:
Организационный момент. (3 мин.)
Учащиеся входят в класс и рассаживаются под шум летнего дождя.
Учитель: Мне очень приятно приветствовать каждого из вас на уроке. Сегодня на уроке я предлагаю вам проверить свои знания по теме: «Обыкновенные дроби. Действия над обыкновенными дробями». Но урок у нас будет немного необычный – радужный. Сейчас мы узнаем, почему. Сегодня на уроке у нас присутствуют мои помощники: физик, филолог цветотерапевт (учащиеся 9 класса). (Слайд №1)
ФИЗИК: Радуга — это разноцветная дуга в небе. Ее можно увидеть тогда, когда одновременно идет дождь и светит солнце. Солнце освещает дождь, который идет на противоположной от солнца стороне неба. Это явление природы возникает при прохождении солнечного света через капельки дождя. Цвета в радуге расположены в последовательности, соответствующей спектру видимого света. (Слайд №2)
ФИЛОЛОГ: В русском языке существуют фразы для запоминания этой последовательности:
В этих фразах начальная буква каждого слова соответствует начальной букве названия определённого цвета.
Каждый — красный
Охотник — оранжевый
Желает — жёлтый
Знать — зелёный
Где — голубой
Сидит — синий
Фазан — фиолетовый (Слайд №3)
Цветотерапевт: учеными доказано, что каждый цвет как бы колышется и колебания чистых цветов помогают перестраиваться нашему организму, особенно нашим глазам, но, чтобы правильно использовать цвета, нам нужно знать их характеристику. (Слайд №4)
Учитель: В русском языке слово «дробь» появилось в 18 веке, оно происходит от глагола «дробить» - разбивать, ломать на части. Солнечные лучи тоже дробятся, проходя сквозь капельки дождя, и мы видим это замечательное зрелище. Вот поэтому между радугой и нашей темой есть общее. А великий Пифагор говорил: «Сущность вещей есть число, которое вносит во все единство и гармонию. Все есть число». (Слайд №5) Высказывание будет эпиграфом нашего урока. Мы должны жить в гармонии с окружающим нас миром. С помощью обыкновенных дробей еще раз в этом убедимся.
Сегодня на уроке мы осваивать цвета радуги. Итак, приступаем. Перед вами оценочные листы.
Ф. И. ученика «Красная разминка» «Синяя соревновалка» «Голубые примеры» «Зеленая мишень» «Желтая дорожка» «Оранжевый кросс»
После каждого этапа урока вы проставляете себе количество баллов.
«Красная разминка» (Устно) (5 мин)
Цветотерапевт: красный цвет заставляет наш организм работать, а не сидеть на месте, возбуждает интерес. (Слайд №6)
Учитель: А сейчас вспомним свойства обыкновенных дробей, на доске записаны дроби:
3/4; 13/13; 3/7; 8/8; 14/11; 17/30; 23/7; 56/55; 3/7; 1/9.
Я называю дроби, а вы, если дробь правильная, поднимаете фиолетовую карточки, если дробь неправильная – белую карточку, если дробь равна 1 – не поднимаете карточки.
2. Какая дробь называется правильной, неправильной?
3. Какие способы сравнения дробей вы знаете?
4. Сравните дроби с 1: 1/3; 5/7; 7/4; 8/6; 12/12.
5. Какие действия с обыкновенными дробями вы можете выполнить?
(За правильный ответ 1 балл)
III. «Синяя соревновалка» (3 мин) (Слайд №7)
Цветотерапевт: Темно - синий – сильный антисептик, способствующий борьбе с инфекциями и лихорадками. Он помогает при тяжелых психологических состояниях, прекрасно подходит для гостиной.
Учитель: Перед вами радуга. Кто быстрее ответит на вопросы (1 балл):
- Какую часть радуги занимает фиолетовый цвет? (1⁄7)
- красный и синий цвета? (2⁄7)
- желтый, красный и зеленый цвета? (3⁄7)
- фиолетовый, красный, желтый, зеленый и синий цвета? (5⁄7)
- красный, желтый, фиолетовый, зеленый, желтый и оранжевый цвета? (6⁄7)
Дети записывают ответы на синих карточках и передают учителю на стол, помощники выставляют в них количество заработанных баллов.
«Голубые примеры» (8 мин) (Слайд №8)
Учитель: переходим к голубому этапу.
Цветотерапевт: Голубой охлаждает и успокаивает сознание. В лечебных целях его используют при охриплости голоса и воспалении связок, а также при лечении ожогов, флюсов и абсцессов. Голубой регулирует работу сердца, снимает мышечное напряжение.
Учитель: Решаем примеры по действиям в тетрадях (4 балла):
1 – вариант
10 - 2 1/2÷3 3/4+(2 1/2 - 1 1/3)*6
2 - вариант
30 -((8 3/4 - 6 1/2)÷1/8+11 3/7)
Учитель: (После выполнения задания). Поднимите листки с выполненным заданием так, чтобы увидел учитель, сосед по парте, сосед сзади. Судя по рисунку, вы получили верные ответы. Какие примеры вызвали затруднения? Задайте вопросы.
«Зеленая мишень» (10 мин) (Слайд №9)
Цветотерапевт: Зеленый цвет успокаивающий, помогает при головных болях и успокаивают глаза.
Учитель: Нам на этом этапе предстоит стрельба по мишеням. Стрелять мы будем с помощью решения уравнений. У каждого ученика на столе лежит карточка (зеленая) с уравнением. В течение 4 - 5 минут вы должны решить каждый свое уравнение и записать ответ на листке.
Примеры уравнений (каждое уравнение по два экземпляра)
После решения учащиеся откладывают тетради, оставляют перед собой только лист с ответом. На мишень прикрепляется переменная (для каждого ряда своя мишень), по которой дети «выстреливают» своими ответами. К доске выходят трое учеников, из каждого ряда выходит тот, у кого нужная переменная. После озвучивания правильного ответа учителем, тот, у кого правильный ответ, крепит его в центр мишени на переменную, попадая в «яблочко». Выстреливший зарабатывает 3 балла. Затем переменная заменяется следующей переменной. Каждый ученик правильное решение уравнения отмечает в своей тетради галочкой, а неправильное – вопросом. После проверки всех уравнений подсчитывается общее количество баллов по рядам. После проверки решений всех уравнений подсчитывается общее количество баллов по рядам. Нерешенные уравнения остаются как задание на дом.
«Желтая дорожка» (10 мин) (Слайд №10)
Цветотерапевт: Желтый не утомляет, но при этом заставляют работать зрение и нервную систему, лечит некоторые кожные заболевания.
Учитель: следующий этап – решение задач на движение. За правильно решение 3 балла.
1 - вариант
Одновременно в разных направлениях из населенного пункта выезжают два автомобиля. Скорость одного из них 70 3/5 км/ч, а скорость другого 69 3/(4 ) км/ч. Какое расстояние будет между ними через 2 часа?
2 - вариант
Два кузнечика одновременно прыгают в разные стороны с одного места. Прыжок первого кузнечика составляет 30 1/4 см, а второго 25 1/2см. Какое расстояние будет между ними после 3 - х прыжков каждого из них?
После самостоятельного решения в тетради, выполняется проверка. Выходят по одному ученику от каждого ряда и показывают вычисления. Ответы сверяются с правильными, находятся ошибки и разбираются.
«Оранжевый кросс» (2 мин) (Слайд №11)
Цветотерапевт: оранжевый восстанавливает наш организм, но и сильно утомляет.
Учитель: но за 3 минуты мы не утомимся. Приступаем к кроссу (За правильный ответ 1 балл).
Число, не являющееся ни простым, ни составным (1)
Число, находящееся под дробной чертой. (Знаменатель)
Дробь, у которой числитель больше знаменателя. (Неправильная)
Результат деления. (Частное)
Скорость умноженное на время. (Расстояние)
Результат вычитания. (Разность)
На него делить нельзя. (0)
Какие числа используются при счете? (Натуральные)
Что тяжелее 1 кг ваты или 1 кг железа? (Равны)
Кто сказал: «Математика – царица всех наук»? (Карл Гаусс)
«Рефлексия» (4 мин) (Слайд №12)
Подведение итогов.
Цветотерапевт: И остался последний цвет, про который мы ничего не говорили. Фиолетовый цвет успокаивает нервную систему, благотворно влияет на сосудистую систему, облегчает течение простудных заболеваний и способствует легкому и спокойному сну. Особенно полезен он для тех, кто занимается творческим трудом. У этих людей он повышает работоспособность и оказывает влияние на духовное развитие человека.
Учитель: Сейчас вы подсчитаете свои баллы в оценочных листах и выставите себе оценки.
25 и более баллов – «5»
18 - 25 баллов – «4»
10 - 17 баллов – «3»
Домашнее задание: решить нерешенные уравнения, повторить §4. 1 - §4. 6.
Учитель: Сегодня на уроке:
Я узнал …
Я научился…
Мне понравилось…
Мне не понравилось…
Мое настроение …
- Хочу закончить урок словами из стихотворения С. Я. Маршака «Радуга»
Радуга, радуга не спеши домой.
Радуга, радуга над землей постой!
Радуга, радуга — яркое крыло. (Слайд №13)
Радуга, радуга нам с тобой светло.
Цели урока:
Образовательная: проверить умение выполнять действия с обыкновенными дробями устно и письменно, закрепить и проверить умение решать уравнения и задачи на обыкновенные дроби.
Развивающая: способствовать развитию у учащихся логического мышления, грамотной математической речи, развивать навыки самоконтроля.
Воспитательная: воспитание научного мировоззрения, воспитание уважения к сверстникам.
Тип урока: урок применения знаний и умений
Форма проведения: нетрадиционная
МПЗ: физика, литература, биология
Оборудование: сигнальные карточки цветов радуги, презентация, фонограмма записи шума летнего дождя, индивидуальные карточки, оценочные листы.
Ход урока:
Организационный момент. (3 мин.)
Учащиеся входят в класс и рассаживаются под шум летнего дождя.
Учитель: Мне очень приятно приветствовать каждого из вас на уроке. Сегодня на уроке я предлагаю вам проверить свои знания по теме: «Обыкновенные дроби. Действия над обыкновенными дробями». Но урок у нас будет немного необычный – радужный. Сейчас мы узнаем, почему. Сегодня на уроке у нас присутствуют мои помощники: физик, филолог цветотерапевт (учащиеся 9 класса). (Слайд №1)
ФИЗИК: Радуга — это разноцветная дуга в небе. Ее можно увидеть тогда, когда одновременно идет дождь и светит солнце. Солнце освещает дождь, который идет на противоположной от солнца стороне неба. Это явление природы возникает при прохождении солнечного света через капельки дождя. Цвета в радуге расположены в последовательности, соответствующей спектру видимого света. (Слайд №2)
ФИЛОЛОГ: В русском языке существуют фразы для запоминания этой последовательности:
В этих фразах начальная буква каждого слова соответствует начальной букве названия определённого цвета.
Каждый — красный
Охотник — оранжевый
Желает — жёлтый
Знать — зелёный
Где — голубой
Сидит — синий
Фазан — фиолетовый (Слайд №3)
Цветотерапевт: учеными доказано, что каждый цвет как бы колышется и колебания чистых цветов помогают перестраиваться нашему организму, особенно нашим глазам, но, чтобы правильно использовать цвета, нам нужно знать их характеристику. (Слайд №4)
Учитель: В русском языке слово «дробь» появилось в 18 веке, оно происходит от глагола «дробить» - разбивать, ломать на части. Солнечные лучи тоже дробятся, проходя сквозь капельки дождя, и мы видим это замечательное зрелище. Вот поэтому между радугой и нашей темой есть общее. А великий Пифагор говорил: «Сущность вещей есть число, которое вносит во все единство и гармонию. Все есть число». (Слайд №5) Высказывание будет эпиграфом нашего урока. Мы должны жить в гармонии с окружающим нас миром. С помощью обыкновенных дробей еще раз в этом убедимся.
Сегодня на уроке мы осваивать цвета радуги. Итак, приступаем. Перед вами оценочные листы.
Ф. И. ученика «Красная разминка» «Синяя соревновалка» «Голубые примеры» «Зеленая мишень» «Желтая дорожка» «Оранжевый кросс»
После каждого этапа урока вы проставляете себе количество баллов.
«Красная разминка» (Устно) (5 мин)
Цветотерапевт: красный цвет заставляет наш организм работать, а не сидеть на месте, возбуждает интерес. (Слайд №6)
Учитель: А сейчас вспомним свойства обыкновенных дробей, на доске записаны дроби:
3/4; 13/13; 3/7; 8/8; 14/11; 17/30; 23/7; 56/55; 3/7; 1/9.
Я называю дроби, а вы, если дробь правильная, поднимаете фиолетовую карточки, если дробь неправильная – белую карточку, если дробь равна 1 – не поднимаете карточки.
2. Какая дробь называется правильной, неправильной?
3. Какие способы сравнения дробей вы знаете?
4. Сравните дроби с 1: 1/3; 5/7; 7/4; 8/6; 12/12.
5. Какие действия с обыкновенными дробями вы можете выполнить?
(За правильный ответ 1 балл)
III. «Синяя соревновалка» (3 мин) (Слайд №7)
Цветотерапевт: Темно - синий – сильный антисептик, способствующий борьбе с инфекциями и лихорадками. Он помогает при тяжелых психологических состояниях, прекрасно подходит для гостиной.
Учитель: Перед вами радуга. Кто быстрее ответит на вопросы (1 балл):
- Какую часть радуги занимает фиолетовый цвет? (1⁄7)
- красный и синий цвета? (2⁄7)
- желтый, красный и зеленый цвета? (3⁄7)
- фиолетовый, красный, желтый, зеленый и синий цвета? (5⁄7)
- красный, желтый, фиолетовый, зеленый, желтый и оранжевый цвета? (6⁄7)
Дети записывают ответы на синих карточках и передают учителю на стол, помощники выставляют в них количество заработанных баллов.
«Голубые примеры» (8 мин) (Слайд №8)
Учитель: переходим к голубому этапу.
Цветотерапевт: Голубой охлаждает и успокаивает сознание. В лечебных целях его используют при охриплости голоса и воспалении связок, а также при лечении ожогов, флюсов и абсцессов. Голубой регулирует работу сердца, снимает мышечное напряжение.
Учитель: Решаем примеры по действиям в тетрадях (4 балла):
1 – вариант
10 - 2 1/2÷3 3/4+(2 1/2 - 1 1/3)*6
2 - вариант
30 -((8 3/4 - 6 1/2)÷1/8+11 3/7)
Учитель: (После выполнения задания). Поднимите листки с выполненным заданием так, чтобы увидел учитель, сосед по парте, сосед сзади. Судя по рисунку, вы получили верные ответы. Какие примеры вызвали затруднения? Задайте вопросы.
«Зеленая мишень» (10 мин) (Слайд №9)
Цветотерапевт: Зеленый цвет успокаивающий, помогает при головных болях и успокаивают глаза.
Учитель: Нам на этом этапе предстоит стрельба по мишеням. Стрелять мы будем с помощью решения уравнений. У каждого ученика на столе лежит карточка (зеленая) с уравнением. В течение 4 - 5 минут вы должны решить каждый свое уравнение и записать ответ на листке.
Примеры уравнений (каждое уравнение по два экземпляра)
После решения учащиеся откладывают тетради, оставляют перед собой только лист с ответом. На мишень прикрепляется переменная (для каждого ряда своя мишень), по которой дети «выстреливают» своими ответами. К доске выходят трое учеников, из каждого ряда выходит тот, у кого нужная переменная. После озвучивания правильного ответа учителем, тот, у кого правильный ответ, крепит его в центр мишени на переменную, попадая в «яблочко». Выстреливший зарабатывает 3 балла. Затем переменная заменяется следующей переменной. Каждый ученик правильное решение уравнения отмечает в своей тетради галочкой, а неправильное – вопросом. После проверки всех уравнений подсчитывается общее количество баллов по рядам. После проверки решений всех уравнений подсчитывается общее количество баллов по рядам. Нерешенные уравнения остаются как задание на дом.
«Желтая дорожка» (10 мин) (Слайд №10)
Цветотерапевт: Желтый не утомляет, но при этом заставляют работать зрение и нервную систему, лечит некоторые кожные заболевания.
Учитель: следующий этап – решение задач на движение. За правильно решение 3 балла.
1 - вариант
Одновременно в разных направлениях из населенного пункта выезжают два автомобиля. Скорость одного из них 70 3/5 км/ч, а скорость другого 69 3/(4 ) км/ч. Какое расстояние будет между ними через 2 часа?
2 - вариант
Два кузнечика одновременно прыгают в разные стороны с одного места. Прыжок первого кузнечика составляет 30 1/4 см, а второго 25 1/2см. Какое расстояние будет между ними после 3 - х прыжков каждого из них?
После самостоятельного решения в тетради, выполняется проверка. Выходят по одному ученику от каждого ряда и показывают вычисления. Ответы сверяются с правильными, находятся ошибки и разбираются.
«Оранжевый кросс» (2 мин) (Слайд №11)
Цветотерапевт: оранжевый восстанавливает наш организм, но и сильно утомляет.
Учитель: но за 3 минуты мы не утомимся. Приступаем к кроссу (За правильный ответ 1 балл).
Число, не являющееся ни простым, ни составным (1)
Число, находящееся под дробной чертой. (Знаменатель)
Дробь, у которой числитель больше знаменателя. (Неправильная)
Результат деления. (Частное)
Скорость умноженное на время. (Расстояние)
Результат вычитания. (Разность)
На него делить нельзя. (0)
Какие числа используются при счете? (Натуральные)
Что тяжелее 1 кг ваты или 1 кг железа? (Равны)
Кто сказал: «Математика – царица всех наук»? (Карл Гаусс)
«Рефлексия» (4 мин) (Слайд №12)
Подведение итогов.
Цветотерапевт: И остался последний цвет, про который мы ничего не говорили. Фиолетовый цвет успокаивает нервную систему, благотворно влияет на сосудистую систему, облегчает течение простудных заболеваний и способствует легкому и спокойному сну. Особенно полезен он для тех, кто занимается творческим трудом. У этих людей он повышает работоспособность и оказывает влияние на духовное развитие человека.
Учитель: Сейчас вы подсчитаете свои баллы в оценочных листах и выставите себе оценки.
25 и более баллов – «5»
18 - 25 баллов – «4»
10 - 17 баллов – «3»
Домашнее задание: решить нерешенные уравнения, повторить §4. 1 - §4. 6.
Учитель: Сегодня на уроке:
Я узнал …
Я научился…
Мне понравилось…
Мне не понравилось…
Мое настроение …
- Хочу закончить урок словами из стихотворения С. Я. Маршака «Радуга»
Радуга, радуга не спеши домой.
Радуга, радуга над землей постой!
Радуга, радуга — яркое крыло. (Слайд №13)
Радуга, радуга нам с тобой светло.
Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.
Жаңалықтар
Закрепление сложения и вычитания в пределах 100
Закрепить умения выполнять действия сложения и вычитания в пределах 100, решать задачи в два действия, находить периметр фигуры, решать уравнения.
Квадратные уравнения и их решения
Западно Казахстанская область, Бурлинский район, ГККП «Сельскохозяйственный колледж» Преподаватель математики Лавренова Ольга Васильевна
Превосходная степень прилагательных
школ - лицей №249 учительницы русского языка и литературы Жарасовой Шамширак Зинадиновна
Тригонометрические функции
КГУ «Серебрянский технологический колледж» УО ВКО, г. Серебрянск Преподаватель математики Сепбаева А. А.
Сложение и вычитание десятичных дробей
Саршина Алия Макатаевна Средняя школа им. Т. Г. Шевченко
Умножение десятичной дроби на натуральное число
ВКО, Уланский район с. Мамай батыр, Средняя школа имени М. Ломоносова Учитель математики: Ашимова Жадыра Бауржановна
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.