Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Анализ стихотворения В. В. Маяковского «Послушайте!»

03 ақпан 2015, Сейсенбі
Анализ стихотворения В. В. Маяковского «Послушайте!»
Прочесть как следует произведение лирическое – вовсе не безделица.
(Н. В. Гоголь)
Изучение лирического произведения в старших классах казахской школы в настоящее время представляет особую сложность. Читательская грамотность хромает, учащиеся не интересуются ни прозой, ни поэзией.
Так как же пробудить интерес к изучению произведения?
На мой взгляд, в первую очередь, следует обратить внимание самого учителя на собственное чтение лирического стихотворения, не говоря уже об анализе текста.

Современный учитель - литератор – это не просто урокодатель, а прежде всего профессионал своего дела, умеющий не только требовать, но и вовлекать школьников в мир поэзии. Ведь каждое произведение – это сгусток переживаний и эмоций автора. Отношение учителя к тому или иному произведению - в дальнейшем это и ответное отношение учащихся к литературе вообще. Поэтому учитель должен осознавать ответственность за свой предмет.

Чтобы понять художественное произведение, оценить его по достоинству, надо к нему «приблизиться», проанализировать его язык, понять, как живут, употребляются в нем языковые средства (фонетические, лексические, словообразовательные и грамматические).
Анализ художественного текста – одна из самых сложных и деликатных составляющих того процесса, который мы называем “изучение литературы и русского языка в школе”.

В качестве примера анализа лирического произведения хотела бы привести замечательное произведение В. В. Маяковского «Послушайте!».
Громогласное обращение автора «Послушайте!» на первый взгляд может испугать читателя своей риторикой, но это лишь на первый взгляд.
Композиционно стихотворение как бы распадается на три части.
Первая часть представляет собой вопрос:
Послушайте!
Ведь если звёзды зажигают -
значит это кому - нибудь нужно?
Значит кто - то хочет, чтоб они были,
значит, кто - то называет
эти плевочки жемчужинами?

Вторая часть – это развитие действий героя. Использование деепричастия в начале предложения « …надрываясь в метелях полуденной пыли» и однородных глаголов настоящего времени несовершенного вида врывается, боится, плачет, целует, просит, клянётся передают нарастающее сильное эмоциональное переживание героя, который не идёт, а врывается к Богу не ради собственных благ, а ради человечества. А что же просит герой?
Просит, чтоб обязательно была звезда
Клянётся, не перенесёт эту беззвёздную муку.
Что означает беззвёздная мука? Это жизнь без надежды, без веры.
А после ходит тревожный, но спокойный наружно,
Говорит кому - то: «Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно, да?»
По - своему герой совершил маленький подвиг - помог зажечь звезду, звезду надежды.
Третья часть – это утверждение.
Послушайте!
Ведь если звёзды зажигают -
значит это кому - нибудь нужно!
Значит это необходимо,
Чтобы каждый вечер
Над крышами загоралась хоть одна звезда.
Стихотворение пестрит неопределёнными местоимениями кто - то, кому - то, кому - нибудь не случайно. Каждый из читателей – это и есть кто - то, кому адресовано данное стихотворение. Повтор слова значит подытоживает и оформляет мысль автора.

1. значит это кому - ни будь нужно?
Значит кто - то хочет, чтоб они были,
значит, кто - то называет
эти плевочки жемчужинами?

2. значит это кому - нибудь нужно!
Значит это необходимо,
Чтобы каждый вечер
Над крышами загоралась хоть одна звезда.
Авторское «плевочки» нисколько не отталкивает, а, наоборот, притягивает: плевочки – жемчужины.
Говоря о синтаксической конструкции произведения, можно сказать, что в тексте встречаются сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным и с придаточным условным и простое предложение с однородными сказуемыми. Настроение автора меняется с каждой частью: размышление, тревога, спокойствие.
Казалось бы, герой добился своей цели: звезда зажжена, человечество не осталось без красоты в ночном пространстве, тем не менее на душе грусть, может, оттого что ночь – время суток, когда каждый смотрит на звёзды и размышляет о жизни…
1 720
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Кайсын Шуваевич Кулиев «Не разоряйте птичьего гнезда»
Кайсын Шуваевич Кулиев «Не разоряйте птичьего гнезда»
Послушайте стихотворение К. Кулиева «Не разоряйте птичьего гнезда», используя карточку - информатор.
Образ Чичикова
Образ Чичикова
Бауыржан Момышұлы атындағы орта мектебінің орыс тілі пәнінің мұғалімі Гусейнова Саодат Ахмедовна
Е.Шварц. Два брата
Е.Шварц. Два брата
КГУ «Майкаинская средняя общеобразовательная школа №2 отдела образования Баянаульского района» учитель начальных классов Гажук Наталья Ивановна
А. С. Пушкин "Зимнее утро"
А. С. Пушкин "Зимнее утро"
город Атырау Учитель русского языка и литературы Имашева Айболхан Гимрановна
Реальное и мифологическое в повести
Реальное и мифологическое в повести
Учитель русского языка и литературы, Исаева Наргиз Сафаровна Средняя школа №10. Г. Жезказган, Карагандинская область
Одиннадцатый подвиг Геракла.
Одиннадцатый подвиг Геракла.
Учитель русского языка и литературы Исаева Наргиз Сафаровна Средняя школа №10, Г. Жезказган, Карагандинская область
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×