Имя числительное
Тема урока: Имя числительное.
Цель урока:
1. Систематизировать знания учащихся о числительном.
2. Привить навыки употребления числительных в речи, развить связную речь учащихся.
3. Вызвать интерес к изучению русского языка.
Наглядность: Таблицы, разноуровневые задания.
Метод: Объяснительно - иллюстративный.
Тип урока: Урок - закрепление.
Межпредметные связи: Математика.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания. (Контрольные вопросы)
1. Какая часть речи называется числительным?
Ответ первого ученика: Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов, число. А также порядок предметов при счёте и отвечает на вопросы сколько? какой?
2. На какие группы делятся числительные?
Ответ второго ученика: Числительные делятся на количественные и порядковые. Числительные, обозначающие количество предметов и отвечающие на вопрос сколько?, называются количественными: один, шесть. Числительные, обозначающие порядок предметов при счёте и отвечающие на вопрос какой?, называются порядковыми: первый, шестой. Имена числительные изменяются по падежам.
3. Чем отличаются простые числительные от составных?
Ответ третьего ученика: Простые числительные состоят из одного слова, а составные из двух и более слов. Простые - два, семь, составные – двадцать семь, девятьсот тридцать три.
4. Какие числительные склоняются как существительные третьего склонения?
Ответ четвёртого ученика: Простые числительные от пяти до тридцати склоняются как существительные третьего склонения, например, тетрадь – тридцать, тетради – тридцати, тетрадью - тридцатью.
5. Как склоняются количественные числительные от 50 до 80, от 500 до 900, и 200, 300, 400?
Ответ пятого ученика: У числительных от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисот склоняются обе части слова: пятьюдесятью, двумястами, шестисот.
6. Как склоняются составные количественные числительные?
Ответ шестого ученика: У составных количественных числительных склоняются все слова, из которых они состоят: тридцати двух, тысяче девятистам восьмидесяти шести.
7. Как склоняются составные порядковые числительные?
Ответ седьмого ученика: Порядковые числительные имеют падежные окончания, как у пол -
ных прилагательных. Как и прилагательные, они согласуются с существительными в роде, числе и падеже. В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово: в тысяча девятьсот девяносто девятом году.
8. Какие числительные имеют только две падежные формы?
Ответ восьмого ученика: Числительные сорок, девяносто, сто во всех падежах, кроме именительного и винительного, имеют окончание – а: сорока, девяноста, ста.
9. В каких числительных пишется мягкий знак в середине, а в каких – в конце?
Ответ девятого ученика: В числительных от пяти до двадцати и в числительном тридцать на конце пишется мягкий знак. В числительных от пятидесяти до восьмидесяти и от пятисот до девятисот мягкий знак пишется в середине. Например: пять, одиннадцать, двадцать, трид -
цать, семьдесят, шестьсот.
III. Закрепление пройденной темы.
1) Сегодня мы отправимся путешествовать по стране «Числительное», где вас ждут необычайные приключения. Цель путешествия – повторение имён числительных, развитие умений и навыков практического использования их в речи. Что вы знаете о числительном? Это сложный и опасный путь. Но вам, конечно, помогут ваши знания по русскому языку. Итак, вам предстоит решить кроссворд. Если вы правильно заполните клетки числительны - ми, то прочтёте по вертикали название части речи.
ч е т в ё р т а я
о д и н
с т о
к о л и ч е с т в е н н ы е
о д и н н а д ц а т ь
т р и
с е м ь
п о л т о р а
н о л ь
т р и н а д ц а т ь
с о р о к
д в е
1. Какая по порядковому счёту планета Марс в Солнечной системе?
2. В этой русской пословице говорится о том, что одни трудятся, а в это время другие ждут обеда. Сколько человек работает?
3. Русская пословица о бескорыстной дружбе, которая важнее денег. О какой сумме идёт речь?
4. Как называются числительные, обозначающие количество предметов?
5. Какое числительное пишется с двумя Н?
6. Две матери, две дочери, одна бабушка и одна внучка. Сколько их?
7. Так в русской пословице говорят о человеке, часто меняющем свои решения. Так сколько у него пятниц на неделе?
8. Назовите числительное, обозначающее количество, равное единице и половине единицы.
9. Какое число делится без остатка на любое целое число?
10. Чёртова дюжина.
11. Одно из числительных, имеющих только две падежные формы.
12. Трое играли в шахматы, сколько партий сыграл каждый, если всего сыграно три партии?
2) Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием. А теперь конкурс загадок, пословиц и поговорок на числительные. В ответе указать разряд числительных.
Загадки
1. Первый ученик: Горело семь свечей, три из них потушили, сколько свечей осталось?
Ответ: Семь. Это простое количественное числительное.
2. Второй ученик: Два конца, два кольца, а по середине гвоздик.
Ответ: Ножницы. В загадке упомянуто простое количественное числительное два.
3. Третий ученик: Три братца пошли на речку купаться. Два братца купаются, а третий – на берегу валяется.
Ответ: Коромысло. Простые количественные числительные три, два и порядковое числитель -
ное третий.
4. Четвёртый ученик: Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает.
Ответ: Лук. Простое количественное числительное сто.
5. Пятый ученик: Рассыпался горох на семьдесят дорог, никто его не подберёт – ни царь, ни царица, ни красная девица.
Ответ: Град. Количественное числительное семьдесят.
6. Шестой ученик: Две плетёнки, две сестрёнки, из овечьей пряжи тонкой, как гулять – так на -
девать, чтоб не мёрзли пять да пять.
Ответ: Рукавицы. Простые количественные числительные две и пять.
7. Седьмой ученик: Дни за днями круглый год – утром по привычке
Эту книжку папа рвёт по одной страничке.
Ответ: Календарь. Простое количественное числительное одна женского рода.
8. Восьмой ученик: Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник.
Ответ: Дятел. Порядковое числительное первый.
9. Девятый ученик: Две палочки при мне, а сам я на ремне, по мне ребята бьют, когда в поход идут.
Ответ: Барабан. Простое количественное числительное две.
10. Десятый ученик: Два длинных братца, задрав носок, бегут по снегу гулять в лесок.
Ответ: Лыжи. Простое количественное числительное два.
11. Одиннадцатый ученик: Двенадцать братьев мчат вперёд, всегда вперёд, за годом год. Но им друг друга не догнать, скажи, как братьев звать?
Ответ: Календарь. Количественное числительное двенадцать.
12. Двенадцатый ученик: В каком слове сорок гласных?
Ответ: Сорока. Количественное числительное сорок.
13. Тринадцатый ученик: В каком слове семь гласных?
Ответ: Семья. Количественное числительное семь.
Пословицы и поговорки
1. Первый ученик: Не узнавай друга в три дня, а узнавай в три года. Простое количественное числительное три.
2. Второй ученик: У смелого сорок дорог, а у труса одна, да и по ней волки бегают. Количественные числительные сорок и одна.
3. Третий ученик: Сильный телом победит одного, а сильный умом – тысячи. Количественные
Числительные одного и тысяча.
4. Четвёртый ученик: Верный друг лучше ста слуг. Количественное числительное сто.
5. Пятый ученик: Одно хорошее слово и в мороз согревает. Количественное числительное одно.
6. Шестой ученик: Первый блин комам. Порядковое числительное первый.
7. Седьмой ученик: Убил двух зайцев. Количественные числительные двух.
3) Ребята! Мы приближаемся к финальной части нашего путешествия. Пока беспристрастное жюри подводит итоги конкурса, давайте выполним разноуровневые задания, чтобы закрепить полученные знания о числительном.
Разноуровневые задания
1 уровень
1. Имя числительное – часть речи, которая _______________________________________________
Имена числительные делятся на _______________________________________________________
2 уровень
1. Найдите количественные и порядковые числительные.
Один, второй, три, четвёртый, одиннадцать, пятый, тринадцать, двадцатый, сто, седьмой, девятый, сорок, девяносто, шесть, два, восьмой, четырнадцатый, двенадцать, пятидесятый.
2. Укажите простые и составные числительные, определите падеж.
Школьники посадили двадцать яблонь, одиннадцать вишен, тридцать пять кустов смородины. Класс разделили на три бригады. Изложение написали за двадцать минут. Вышел пятый номер газеты.
3 уровень
1. Напишите мини - сочинение об осени, используя числительные.
IV. Итоги урока. Вывод. Вот и закончилось наше путешествие, подведём итог. Какие числительные мы изучили и для чего они служат? Числительное – это важная часть речи, без которой нам не обойтись. Поэтому нам необходимо развивать умения и навыки употребления в речи числительных.
Домашнее задание: Упражнение 5, страница 59.
Выставление оценок.
Цель урока:
1. Систематизировать знания учащихся о числительном.
2. Привить навыки употребления числительных в речи, развить связную речь учащихся.
3. Вызвать интерес к изучению русского языка.
Наглядность: Таблицы, разноуровневые задания.
Метод: Объяснительно - иллюстративный.
Тип урока: Урок - закрепление.
Межпредметные связи: Математика.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания. (Контрольные вопросы)
1. Какая часть речи называется числительным?
Ответ первого ученика: Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов, число. А также порядок предметов при счёте и отвечает на вопросы сколько? какой?
2. На какие группы делятся числительные?
Ответ второго ученика: Числительные делятся на количественные и порядковые. Числительные, обозначающие количество предметов и отвечающие на вопрос сколько?, называются количественными: один, шесть. Числительные, обозначающие порядок предметов при счёте и отвечающие на вопрос какой?, называются порядковыми: первый, шестой. Имена числительные изменяются по падежам.
3. Чем отличаются простые числительные от составных?
Ответ третьего ученика: Простые числительные состоят из одного слова, а составные из двух и более слов. Простые - два, семь, составные – двадцать семь, девятьсот тридцать три.
4. Какие числительные склоняются как существительные третьего склонения?
Ответ четвёртого ученика: Простые числительные от пяти до тридцати склоняются как существительные третьего склонения, например, тетрадь – тридцать, тетради – тридцати, тетрадью - тридцатью.
5. Как склоняются количественные числительные от 50 до 80, от 500 до 900, и 200, 300, 400?
Ответ пятого ученика: У числительных от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисот склоняются обе части слова: пятьюдесятью, двумястами, шестисот.
6. Как склоняются составные количественные числительные?
Ответ шестого ученика: У составных количественных числительных склоняются все слова, из которых они состоят: тридцати двух, тысяче девятистам восьмидесяти шести.
7. Как склоняются составные порядковые числительные?
Ответ седьмого ученика: Порядковые числительные имеют падежные окончания, как у пол -
ных прилагательных. Как и прилагательные, они согласуются с существительными в роде, числе и падеже. В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово: в тысяча девятьсот девяносто девятом году.
8. Какие числительные имеют только две падежные формы?
Ответ восьмого ученика: Числительные сорок, девяносто, сто во всех падежах, кроме именительного и винительного, имеют окончание – а: сорока, девяноста, ста.
9. В каких числительных пишется мягкий знак в середине, а в каких – в конце?
Ответ девятого ученика: В числительных от пяти до двадцати и в числительном тридцать на конце пишется мягкий знак. В числительных от пятидесяти до восьмидесяти и от пятисот до девятисот мягкий знак пишется в середине. Например: пять, одиннадцать, двадцать, трид -
цать, семьдесят, шестьсот.
III. Закрепление пройденной темы.
1) Сегодня мы отправимся путешествовать по стране «Числительное», где вас ждут необычайные приключения. Цель путешествия – повторение имён числительных, развитие умений и навыков практического использования их в речи. Что вы знаете о числительном? Это сложный и опасный путь. Но вам, конечно, помогут ваши знания по русскому языку. Итак, вам предстоит решить кроссворд. Если вы правильно заполните клетки числительны - ми, то прочтёте по вертикали название части речи.
ч е т в ё р т а я
о д и н
с т о
к о л и ч е с т в е н н ы е
о д и н н а д ц а т ь
т р и
с е м ь
п о л т о р а
н о л ь
т р и н а д ц а т ь
с о р о к
д в е
1. Какая по порядковому счёту планета Марс в Солнечной системе?
2. В этой русской пословице говорится о том, что одни трудятся, а в это время другие ждут обеда. Сколько человек работает?
3. Русская пословица о бескорыстной дружбе, которая важнее денег. О какой сумме идёт речь?
4. Как называются числительные, обозначающие количество предметов?
5. Какое числительное пишется с двумя Н?
6. Две матери, две дочери, одна бабушка и одна внучка. Сколько их?
7. Так в русской пословице говорят о человеке, часто меняющем свои решения. Так сколько у него пятниц на неделе?
8. Назовите числительное, обозначающее количество, равное единице и половине единицы.
9. Какое число делится без остатка на любое целое число?
10. Чёртова дюжина.
11. Одно из числительных, имеющих только две падежные формы.
12. Трое играли в шахматы, сколько партий сыграл каждый, если всего сыграно три партии?
2) Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием. А теперь конкурс загадок, пословиц и поговорок на числительные. В ответе указать разряд числительных.
Загадки
1. Первый ученик: Горело семь свечей, три из них потушили, сколько свечей осталось?
Ответ: Семь. Это простое количественное числительное.
2. Второй ученик: Два конца, два кольца, а по середине гвоздик.
Ответ: Ножницы. В загадке упомянуто простое количественное числительное два.
3. Третий ученик: Три братца пошли на речку купаться. Два братца купаются, а третий – на берегу валяется.
Ответ: Коромысло. Простые количественные числительные три, два и порядковое числитель -
ное третий.
4. Четвёртый ученик: Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает.
Ответ: Лук. Простое количественное числительное сто.
5. Пятый ученик: Рассыпался горох на семьдесят дорог, никто его не подберёт – ни царь, ни царица, ни красная девица.
Ответ: Град. Количественное числительное семьдесят.
6. Шестой ученик: Две плетёнки, две сестрёнки, из овечьей пряжи тонкой, как гулять – так на -
девать, чтоб не мёрзли пять да пять.
Ответ: Рукавицы. Простые количественные числительные две и пять.
7. Седьмой ученик: Дни за днями круглый год – утром по привычке
Эту книжку папа рвёт по одной страничке.
Ответ: Календарь. Простое количественное числительное одна женского рода.
8. Восьмой ученик: Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник.
Ответ: Дятел. Порядковое числительное первый.
9. Девятый ученик: Две палочки при мне, а сам я на ремне, по мне ребята бьют, когда в поход идут.
Ответ: Барабан. Простое количественное числительное две.
10. Десятый ученик: Два длинных братца, задрав носок, бегут по снегу гулять в лесок.
Ответ: Лыжи. Простое количественное числительное два.
11. Одиннадцатый ученик: Двенадцать братьев мчат вперёд, всегда вперёд, за годом год. Но им друг друга не догнать, скажи, как братьев звать?
Ответ: Календарь. Количественное числительное двенадцать.
12. Двенадцатый ученик: В каком слове сорок гласных?
Ответ: Сорока. Количественное числительное сорок.
13. Тринадцатый ученик: В каком слове семь гласных?
Ответ: Семья. Количественное числительное семь.
Пословицы и поговорки
1. Первый ученик: Не узнавай друга в три дня, а узнавай в три года. Простое количественное числительное три.
2. Второй ученик: У смелого сорок дорог, а у труса одна, да и по ней волки бегают. Количественные числительные сорок и одна.
3. Третий ученик: Сильный телом победит одного, а сильный умом – тысячи. Количественные
Числительные одного и тысяча.
4. Четвёртый ученик: Верный друг лучше ста слуг. Количественное числительное сто.
5. Пятый ученик: Одно хорошее слово и в мороз согревает. Количественное числительное одно.
6. Шестой ученик: Первый блин комам. Порядковое числительное первый.
7. Седьмой ученик: Убил двух зайцев. Количественные числительные двух.
3) Ребята! Мы приближаемся к финальной части нашего путешествия. Пока беспристрастное жюри подводит итоги конкурса, давайте выполним разноуровневые задания, чтобы закрепить полученные знания о числительном.
Разноуровневые задания
1 уровень
1. Имя числительное – часть речи, которая _______________________________________________
Имена числительные делятся на _______________________________________________________
2 уровень
1. Найдите количественные и порядковые числительные.
Один, второй, три, четвёртый, одиннадцать, пятый, тринадцать, двадцатый, сто, седьмой, девятый, сорок, девяносто, шесть, два, восьмой, четырнадцатый, двенадцать, пятидесятый.
2. Укажите простые и составные числительные, определите падеж.
Школьники посадили двадцать яблонь, одиннадцать вишен, тридцать пять кустов смородины. Класс разделили на три бригады. Изложение написали за двадцать минут. Вышел пятый номер газеты.
3 уровень
1. Напишите мини - сочинение об осени, используя числительные.
IV. Итоги урока. Вывод. Вот и закончилось наше путешествие, подведём итог. Какие числительные мы изучили и для чего они служат? Числительное – это важная часть речи, без которой нам не обойтись. Поэтому нам необходимо развивать умения и навыки употребления в речи числительных.
Домашнее задание: Упражнение 5, страница 59.
Выставление оценок.
Жаңалықтар
Местоимение
Сегодня мы отправимся в путешествие по стране “Местоимение», где нас ждут необычайные приключения. Цель нашего путешествия – побольше узнать о местоимении, их разрядах, научиться правильно использовать местоимения в речи.
Имя числительное как часть речи
Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов и порядок их при счете. По значению числительные делятся на количественные и порядковые. Количественные числительные обозначают количество или число и отвечают на вопрос
Разряды количественных числительных
ЗКО, Чингирлауский район, Белогорская СОШ. Учитель русского языка и литературы Какиева Гульсара Климовна
Личные местоимения
Г. С. Таженова, учитель русского языка литературы Есенсайской средней общеобразовательной школы Акжаикского района Западно - Казахстанской области
Имя числительное (10 класс)
Прманова Лайла Учитель русского языка и литературы школы №103, Казалинского района, аула Жалантос батыр
Простые и составные числительные
Тема: Простые и составные числительные Цели: 1. Научить отличать простые, сложные и составные числительные, обобщить и систематизировать знания об имени числительном, проверить уровень усвоения материала, закрепить навыки применения полученных
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.