Роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
Тема: Роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
Цели урока: Помочь учащимся глубже понять роман Достоевского «Преступление и наказание», раскрыть отношение писателя к теории Раскольникова, вырабатывать у учащихся навыки анализа текста, исследовательской работы, рассуждения. Совершенствование умения формулировать и высказывать собственную точку зрения, соотнося ее с мнениями других. Воспитание культуры общения, толерантности.
Оборудование: Портрет Ф. М. Достоевского, слайды, иллюстрации к
Роману "Преступление и наказание", карточки
Тип урока: Урок - дискуссия
Методы урока: словесный, поисковый, наглядный, интерактивный, проблемный
Ход урока
І. Организационный момент
ІІ. Урок – дискуссия
– Ребята, с творчеством великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского мы знакомимся впервые. Давайте, остановимся на основных этапах его жизни.
1. Беседа о жизни и творчестве Ф. М. Достоевского
- Где и когда родился будущий писатель?
- Кем были его родители?
- Почему он был сослан в Сибирь?
- Когда были опубликованы роман «Униженные и оскорбленные» и «Записки из мертвого дома»?
2. Переход к новой теме: Мы с вами прочитали роман «Преступление и наказание». Какие чувства пробудил роман? Кто главный герой романа?
- Кто такой Родион Раскольников?
- Какое преступление он совершил?
Просмотр фрагмента из фильма «Преступление и наказание»
- За преступление должен был понести что? Давайте, отгадаем кроссворд, чтобы узнать ответ на этот вопрос?
Кроссворд «Наказание»
1. Сестра Раскольникова
2. Студент, друг Раскольникова
3. Маленькая комната, чулан
4. Ценные вещи, которые оставляли люди у старухи
5. Сестра убитой старухи
6. Титулярный советчик, с которым Раскольников познакомился в распивочной
7. Кому впервые признался Родион в содеянном?
8. Высшее учебное заведение, где учился Раскольников?
9 Старуха - процентщица
- Кто изображен на портрете?
- Какую злую роль сыграл он в жизни Раскольникова?
- Что испытал Раскольников, получив письмо матери?
- Какую роль в совершении Раскольниковым преступления имела встреча с С. Мармеладовым и его семейством?
- Каковы причины преступления?
Причины преступления: Социальные
♦ Крайняя степень нищеты героя.
♦ Болезненное и раздраженное состояние героя.
♦ Всеобщая несправедливость жизни.
♦ Знакомство с Мармеладовым и рассказ Мармеладова о своей семье.
♦ Письмо матери с сообщением о предполагаемом замужестве сестры Дуни.
♦ Встреча на бульваре с обманутой девушкой.
Нравственные
♦ Желание проверить теорию.
♦ Понять, к какой категории относится сам герой (Раскольников).
♦ Боль за униженных бедных, великая любовь к людям.
-
Почему Раскольников выбирает своей жертвой старуху - процентщицу?
- Что вы можете сказать о теории Раскольникова?
- Чем страшна его теория?
Теория Раскольникова
• Обыкновенные люди
• Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных
• Живут в послушании
• Эти люди не могут заслуживать сожаления, их жизнь ничего не стоит
• Обыкновенный человек, слабый и бессильный, не способный изменить своей участи
• Необыкновенные люди
• Имеющие дар и талант сказать в среде своей новое слово
• Переступают закон во имя лучшего
• «Внутри себя, по совести» могут «дать себе разрешение перешагнуть через кровь»
• «необыкновенные люди» давали новые законы жизни, меняли жизнь, разрушая старое, не останавливаясь перед необходимостью пролития крови
Как вы думаете, что повлияло зарождению этой антигуманистической теории?
Работа в группе:
1 - группа. Найти в тексте описание улиц, домов, трактиров столицы, описание жилья Раскольникова.
2 - группа Найти в тексте описание внешности и состояния героя
Раскольников в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей. Но при этом Раскольников путь к счастью людей видит в необходимости насилия и пролития крови.
Основная формула теории Раскольникова
• За одну жизнь – тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения.
• Одна смерть и сто жизней взамен.
• «Да ведь тут арифметика!»
• Герой ищет ответ на вопрос: можно ли, преступив законы нравственности, прийти к счастью?
Хроника преступления
Было задумано
● Назначил время преступления на семь вечера, так как Лизаветы не должно быть дома.
● Поменять шляпу на картуз.
● Взять топор в кухне.
● Должен был быть осторожным и предусмотрительным.
● Собирался убить «зловредную, гадкую, никому не нужную вошь», освободить от нее Лизавету.
● На вырученные деньги собирался изменить свою жизнь и облегчить жизнь самым близким для него людям.
Произошло на самом деле
● Чуть не пропустил назначенный срок.
● Забыл, пошел в шляпе.
● В кухне взять топор не смог, случайно взял в каморке дворника.
● Забывает проверить, закрыта ли на крючок входная дверь в квартире старухи - процентщицы.
● Убивает и Лизавету, самую незащищенную и слабую.
● Не может воспользоваться украденным, от самых дорогих людей вынужден отгородиться молчанием.
Работа в группе:
Что вы можете сказать в обвинение и защиту Раскольникова?
Обвинение Защита
- А что противопоставлено теории - страшной идее зла?
Вечная Сонечка Мармеладова. Соня умеет сострадать ближнему по - евангельски. Она проповедует любовь. «Это человек – то вошь». Соня любит всех: и Катерину Ивановну, которая пустила ее по желтому билету, и отца – пьяницу, и всех – всех. С таким позором, как у Сони, нельзя жить, лучше умереть, считает Раскольников. Соня тоже сознает себя великой грешницей, но для писателя Соня от бога: «Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела. Так не на земле, а там …о людях тоскуют, плачут, а не укоряют, не укоряют».
- В чем истоки ее великой любви и жалости?
В вере, в ее глубокой вере. Раскольников решил: бог Соне помогает. Соня указывает единственно верный путь к возвращению к нормальной жизни. В эпилоге: Соня и Раскольников вместе. Под подушкой у Раскольникова евангелие – вечная книга, которая учит: не убий, возлюби ближнего. Соня помогает Раскольникову возродиться.
Вывод: теория Раскольникова – страшная теория, которая разрешает кровь по совести. Писатель уверен, с помощью насилия не спасти мир. Мир спасет доброта и любовь.
- Почему Достоевский читается сегодня, переводится на другие языки?
Потому что утверждает в своем романе: любовь – основа жизни.
Потому что решает вечные проблемы – как жить? что делать? У него один ответ – не убивать, а любить и делать добро. Любовь и доброта спасут мир.
Подведение итогов. Слово учителя:
Есть такая легенда: “Бог однажды спросил у человека: “У меня остался кусочек глины. Что тебе слепить из него?” Человек ответил: “Слепи мне счастье”. И тогда Бог…”
Как бы вы закончили эту легенду?
(Обсуждение)
Легенда заканчивается так: “… И тогда Бог вложил кусочек глины в руки человека…”
О чем эта легенда? (Человек сам творец собственного счастья)
Цели урока: Помочь учащимся глубже понять роман Достоевского «Преступление и наказание», раскрыть отношение писателя к теории Раскольникова, вырабатывать у учащихся навыки анализа текста, исследовательской работы, рассуждения. Совершенствование умения формулировать и высказывать собственную точку зрения, соотнося ее с мнениями других. Воспитание культуры общения, толерантности.
Оборудование: Портрет Ф. М. Достоевского, слайды, иллюстрации к
Роману "Преступление и наказание", карточки
Тип урока: Урок - дискуссия
Методы урока: словесный, поисковый, наглядный, интерактивный, проблемный
Ход урока
І. Организационный момент
ІІ. Урок – дискуссия
– Ребята, с творчеством великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского мы знакомимся впервые. Давайте, остановимся на основных этапах его жизни.
1. Беседа о жизни и творчестве Ф. М. Достоевского
- Где и когда родился будущий писатель?
- Кем были его родители?
- Почему он был сослан в Сибирь?
- Когда были опубликованы роман «Униженные и оскорбленные» и «Записки из мертвого дома»?
2. Переход к новой теме: Мы с вами прочитали роман «Преступление и наказание». Какие чувства пробудил роман? Кто главный герой романа?
- Кто такой Родион Раскольников?
- Какое преступление он совершил?
Просмотр фрагмента из фильма «Преступление и наказание»
- За преступление должен был понести что? Давайте, отгадаем кроссворд, чтобы узнать ответ на этот вопрос?
Кроссворд «Наказание»
1. Сестра Раскольникова
2. Студент, друг Раскольникова
3. Маленькая комната, чулан
4. Ценные вещи, которые оставляли люди у старухи
5. Сестра убитой старухи
6. Титулярный советчик, с которым Раскольников познакомился в распивочной
7. Кому впервые признался Родион в содеянном?
8. Высшее учебное заведение, где учился Раскольников?
9 Старуха - процентщица
- Кто изображен на портрете?
- Какую злую роль сыграл он в жизни Раскольникова?
- Что испытал Раскольников, получив письмо матери?
- Какую роль в совершении Раскольниковым преступления имела встреча с С. Мармеладовым и его семейством?
- Каковы причины преступления?
Причины преступления: Социальные
♦ Крайняя степень нищеты героя.
♦ Болезненное и раздраженное состояние героя.
♦ Всеобщая несправедливость жизни.
♦ Знакомство с Мармеладовым и рассказ Мармеладова о своей семье.
♦ Письмо матери с сообщением о предполагаемом замужестве сестры Дуни.
♦ Встреча на бульваре с обманутой девушкой.
Нравственные
♦ Желание проверить теорию.
♦ Понять, к какой категории относится сам герой (Раскольников).
♦ Боль за униженных бедных, великая любовь к людям.
-
Почему Раскольников выбирает своей жертвой старуху - процентщицу?
- Что вы можете сказать о теории Раскольникова?
- Чем страшна его теория?
Теория Раскольникова
• Обыкновенные люди
• Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных
• Живут в послушании
• Эти люди не могут заслуживать сожаления, их жизнь ничего не стоит
• Обыкновенный человек, слабый и бессильный, не способный изменить своей участи
• Необыкновенные люди
• Имеющие дар и талант сказать в среде своей новое слово
• Переступают закон во имя лучшего
• «Внутри себя, по совести» могут «дать себе разрешение перешагнуть через кровь»
• «необыкновенные люди» давали новые законы жизни, меняли жизнь, разрушая старое, не останавливаясь перед необходимостью пролития крови
Как вы думаете, что повлияло зарождению этой антигуманистической теории?
Работа в группе:
1 - группа. Найти в тексте описание улиц, домов, трактиров столицы, описание жилья Раскольникова.
2 - группа Найти в тексте описание внешности и состояния героя
Раскольников в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей. Но при этом Раскольников путь к счастью людей видит в необходимости насилия и пролития крови.
Основная формула теории Раскольникова
• За одну жизнь – тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения.
• Одна смерть и сто жизней взамен.
• «Да ведь тут арифметика!»
• Герой ищет ответ на вопрос: можно ли, преступив законы нравственности, прийти к счастью?
Хроника преступления
Было задумано
● Назначил время преступления на семь вечера, так как Лизаветы не должно быть дома.
● Поменять шляпу на картуз.
● Взять топор в кухне.
● Должен был быть осторожным и предусмотрительным.
● Собирался убить «зловредную, гадкую, никому не нужную вошь», освободить от нее Лизавету.
● На вырученные деньги собирался изменить свою жизнь и облегчить жизнь самым близким для него людям.
Произошло на самом деле
● Чуть не пропустил назначенный срок.
● Забыл, пошел в шляпе.
● В кухне взять топор не смог, случайно взял в каморке дворника.
● Забывает проверить, закрыта ли на крючок входная дверь в квартире старухи - процентщицы.
● Убивает и Лизавету, самую незащищенную и слабую.
● Не может воспользоваться украденным, от самых дорогих людей вынужден отгородиться молчанием.
Работа в группе:
Что вы можете сказать в обвинение и защиту Раскольникова?
Обвинение Защита
- А что противопоставлено теории - страшной идее зла?
Вечная Сонечка Мармеладова. Соня умеет сострадать ближнему по - евангельски. Она проповедует любовь. «Это человек – то вошь». Соня любит всех: и Катерину Ивановну, которая пустила ее по желтому билету, и отца – пьяницу, и всех – всех. С таким позором, как у Сони, нельзя жить, лучше умереть, считает Раскольников. Соня тоже сознает себя великой грешницей, но для писателя Соня от бога: «Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела. Так не на земле, а там …о людях тоскуют, плачут, а не укоряют, не укоряют».
- В чем истоки ее великой любви и жалости?
В вере, в ее глубокой вере. Раскольников решил: бог Соне помогает. Соня указывает единственно верный путь к возвращению к нормальной жизни. В эпилоге: Соня и Раскольников вместе. Под подушкой у Раскольникова евангелие – вечная книга, которая учит: не убий, возлюби ближнего. Соня помогает Раскольникову возродиться.
Вывод: теория Раскольникова – страшная теория, которая разрешает кровь по совести. Писатель уверен, с помощью насилия не спасти мир. Мир спасет доброта и любовь.
- Почему Достоевский читается сегодня, переводится на другие языки?
Потому что утверждает в своем романе: любовь – основа жизни.
Потому что решает вечные проблемы – как жить? что делать? У него один ответ – не убивать, а любить и делать добро. Любовь и доброта спасут мир.
Подведение итогов. Слово учителя:
Есть такая легенда: “Бог однажды спросил у человека: “У меня остался кусочек глины. Что тебе слепить из него?” Человек ответил: “Слепи мне счастье”. И тогда Бог…”
Как бы вы закончили эту легенду?
(Обсуждение)
Легенда заканчивается так: “… И тогда Бог вложил кусочек глины в руки человека…”
О чем эта легенда? (Человек сам творец собственного счастья)
Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.
Жаңалықтар
Преступление и наказание
г. Астана «Строительно - технический колледж» преподаватель русского языка и литературы Койшибаева Ботагоз Фазыловна
Среднесрочное планирование уроков по русской литературе для 10 - го класса
г. Шымкента Южно - Казахстанской области учительницы ОСШ № 19 имени У. Жанибекова Байбагысова Гульнар Дубековна
Выражение подлежащего
Рзаева Асем Учитель русского языка и литературы Кызылординская область, Жанакорганский район, сш №54 им. Ж. Кыдырова
Стрекоза и Муравей
Кызылординская область, Жанакорганский район, село Бесарык, средняя школа №54 имени Ж. Кыдырова Учитель русского языка и литературы Асем Рзаева
Реальное и мифологическое в повести
Учитель русского языка и литературы, Исаева Наргиз Сафаровна Средняя школа №10. Г. Жезказган, Карагандинская область
Одиннадцатый подвиг Геракла.
Учитель русского языка и литературы Исаева Наргиз Сафаровна Средняя школа №10, Г. Жезказган, Карагандинская область
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.