Некрасов Н.А. Стихотворение "Школьник"
Русская литература. 8 класс
Тема: Н.А.Некрасов «Школьник»
Цели урока:
1. Кратко познакомить с жизнью и творчеством Н.А.Некрасова, познакомить обучающихся со стихотворением- напутствием «Школьник» Н.А.Некрасова.
2. Рассмотреть движение поэтической темы от дорожной зарисовки к патетической мысли о Ломоносове.
3. Прививать народные идеалы добра современным школьникам.
Оборудование урока: Портрет Н.А.Некрасова, выставка книг Некрасова Н.А. и о Некрасове Н.А.,
иллюстрации к тексту стихотворения «Школьник».
Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение ,беседа по вопросам, анализ текста.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка цели
Учащимся предлагается назвать ассоциации, которые приходят им на ум, когда они слышат слово ДЕТСТВО (слово записано на доске). Эти ассоциации, самые разные, могут быть связаны как с воспоминаниями и своем собственном детстве, так и с впечатлениями о прочитанном, увиденном на теле- или киноэкране. Учитель тоже может предложить свои ассоциации (все они записываются рядом с ключевым словом на доске).
Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Николая Алексеевича Некрасова “Школьник”.
III. Слово учителя о Н.А.Некрасове.
Тема крестьянского детства – это одна из тем, которую поднимал в своей общественной лирике Николай Алексеевич Некрасов. Для него данная тема была значимой, поскольку, несмотря на свое дворянское происхождение, поэт пережил лишения, голод, нищету.
Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года. Его детство прошло в имении Грешнево, которое стояло у дороги, по которой проходил самый разный народ. Спустя много лет поэт напишет об этом в стихотворении “Крестьянские дети”:
Под наши густые, старинные вязы
На отдых тянуло усталых людей.
Ребята обступят: начнутся рассказы
Про Киев, про турку, про чудных зверей …
Замечу, мотив дороги в творчестве Некрасова будет занимать одно из центральных мест.
Недалеко от усадьбы Некрасовых протекала Волга. Здесь, на великой русской реке, мальчик столкнулся с нечеловечески трудной работой бурлаков, которые на себе, волоком, держась за крепкие лямки, тащили баржи против течения. Некрасов был, пожалуй, единственным поэтом, кто рассказал о тяжести подневольного труда так, как это сделал бы сам народ.
Отец Некрасова всегда желал, чтобы его сын наследовал его звание и поступил в военную службу. Николай отказался и начал готовиться в университет, за что был лишен отцом денежных средств.
1838 – 1841 гг. – это годы лихорадочного труда, безостановочной работы. Некрасов тяжелым трудом зарабатывал себе гроши на полуголодное существование.
“Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день”. (Н.А.Некрасов).
Николай Алексеевич терпел лишения для того, чтобы учиться и заниматься своим любимым делом – литературой. Конечно, это отразилось и в его творчестве.Послушаем стихотворение “Школьник”.
IV.Выразительное чтение стихотворения «Школьник» учителем
V.Словарная работа
Котомка- (устар.) – сумка, носимая за плечами
VI. Анализ стихотворения «Школьник»
1) История создания стихотворения «Школьник». Одного из голодных, оборванных школьников поэт встретил однажды на пустынной проезжей дороге и вспомнил при этом Михаила Васильевича Ломоносова, великого «архангельского мужика», который, желая учиться, пришел пешком в Москву из далекой северной деревни. Долго жил впроголодь, бедствовал и все же учился. Прочитал множество книг, изучил физику, химию, металлургию и другие науки, стал знаменитым русским ученым, сделавшим много научных открытий.
2) - Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Каким настроением проникнуто стихотворение?
- О какой дороге идет речь? Кроме прямого значения, каково переносное значение слова «дорога»?
- Обратимся к первой строфе, прочитаем ее:
- Ну, пошел же, ради Бога!
Небо, ельник и песок-
Невеселая дорога…
Эй! Садись ко мне, дружок!
- Каков пейзаж? Какое слово определяет это настроение? Найдите в первой строфе обращение и зачитайте его. Можете ли вы сказать, кто к кому обращается? (возможно, ямщик обращается к своему пассажиру, мальчику).
- Каково отношение ямщика к мальчику? Обратите внимание на суффикс -ок, о чем он говорит?
- От какого лица идет дальнейшее повествование? (от первого - «вижу я в котомке книжку», «знаю…».) Как называется речь одного лица?
- Да, стихотворение представляет собой монолог. Согласны ли вы, что это напутствие мальчику?
- Как вы понимаете лексическое значение слова «напутствие»? (Информация для учителя. Напутствие (книжное). Слова, пожелания отправляющемуся в путь.)
- Найдите напутственные слова, сказанные мальчику («…не робей, не стыдися, не пропадешь, Знай, работай, да не трусь»…) Слова каких частей речи преобладают в напутствии? (Глагола и частицы -не-.)
- Вспомните, каково грамматическое значение глагола? А грамматическое значение отрицательной частицы -не-? (Глагол обозначает действие предмета, поэтому стихотворение динамичное. И герою предстоит много двигаться, работать, чтобы проститься с нуждой. Частица -не- говорит о том, чего школьник не должен делать.)
- Почему он не должен стыдиться:
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славных путь.
- «Славных путь», кто эти славные? Подберите к этому слову однокоренные слова (Информация для учителя. Слава - почетная известность, признание заслуг, таланта).
- Делаем вывод: «славные»- пользующиеся славой, достойные славы, известные люди, прославившие страну.
3) - Анализируем третью и четвертую строфы.
Вижу я в котомке книжку,
Так, учиться ты идешь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош
Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.
- Смысл каких слов вам не понятен? (грош – старинная монета в 2 копейки, позднее равна 0,5 коп., четвертачок равен 25 копейкам.) Кто помог мальчику собраться на учебу? Что можно сказать о материальном положении семьи?
- Далее автор предполагает:
Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?..Ну, что ж!
- Ребята, кого называли «дворовым»? (Информация для учителя. Дворовые, принадлежащие дворне. Дворня при крепостном праве - домашняя прислуга в помещичьем доме.) Отмены крепостного права еще не было(1856г.), но были случаи, когда крепостных отпускали. Таким образом, словосочетание помогло нам определить историческое время.
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и Божьей воле
Стал разумен и велик.
- О ком говорит нам автор в этой строфе, на кого намекает? (М.В.Ломоносов).
- Так от кого же все зависит?
- А каков характер у мальчика? Кто еще может ему помочь?
«Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете-
Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко.
- Как вы понимаете значение слова «поприще»? (Информация для учителя. Поприще (высокое). Область деятельности.)
- Прочитайте признание в любви Родине. За что автор любит Родину? (за то, что много умных и талантливых людей вышли из народа). Называет ли автор точное количество «славных»?
4) Синтаксический уровень. Зачитайте восклицательные предложения. Их в данном тексте восемь. Эти предложения подтверждают оптимизм автора и героя.
VII. Чтение высказываний русских критиков о поэзии Некрасова (стр. 123)
VIII. Знакомство с трехсложными стихотворными размерами : Дактиль, Амфибрахий, анапест (стр. 123-124)
IX. Подведение итогов урока.
Ребята, поэт в небольшом стихотворении нарисовал картину народной жизни. Приметы далекой исторической эпохи, метко схваченные Некрасовым, помогли нам увидеть мужика, услышать живую и выразительную крестьянскую речь, его крестьянские словечки, в которых - тайна, намек. Мы с вами убедились, что будничные слова, исполненные веры, перерастают в гордые, торжественные строки. Вы почувствовали пафос оды и сатиры в завершающих строках стихотворения.
X. Задания на дом:
1. Выучите наизусть последние четыре строки стихотворения.
2. Определите стихотворный размер в следующих отрывках из стихотворения Некрасова (зад. 3 на стр. 124)
XI.Комментирование оценок
Тема: Н.А.Некрасов «Школьник»
Цели урока:
1. Кратко познакомить с жизнью и творчеством Н.А.Некрасова, познакомить обучающихся со стихотворением- напутствием «Школьник» Н.А.Некрасова.
2. Рассмотреть движение поэтической темы от дорожной зарисовки к патетической мысли о Ломоносове.
3. Прививать народные идеалы добра современным школьникам.
Оборудование урока: Портрет Н.А.Некрасова, выставка книг Некрасова Н.А. и о Некрасове Н.А.,
иллюстрации к тексту стихотворения «Школьник».
Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение ,беседа по вопросам, анализ текста.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка цели
Учащимся предлагается назвать ассоциации, которые приходят им на ум, когда они слышат слово ДЕТСТВО (слово записано на доске). Эти ассоциации, самые разные, могут быть связаны как с воспоминаниями и своем собственном детстве, так и с впечатлениями о прочитанном, увиденном на теле- или киноэкране. Учитель тоже может предложить свои ассоциации (все они записываются рядом с ключевым словом на доске).
Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Николая Алексеевича Некрасова “Школьник”.
III. Слово учителя о Н.А.Некрасове.
Тема крестьянского детства – это одна из тем, которую поднимал в своей общественной лирике Николай Алексеевич Некрасов. Для него данная тема была значимой, поскольку, несмотря на свое дворянское происхождение, поэт пережил лишения, голод, нищету.
Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года. Его детство прошло в имении Грешнево, которое стояло у дороги, по которой проходил самый разный народ. Спустя много лет поэт напишет об этом в стихотворении “Крестьянские дети”:
Под наши густые, старинные вязы
На отдых тянуло усталых людей.
Ребята обступят: начнутся рассказы
Про Киев, про турку, про чудных зверей …
Замечу, мотив дороги в творчестве Некрасова будет занимать одно из центральных мест.
Недалеко от усадьбы Некрасовых протекала Волга. Здесь, на великой русской реке, мальчик столкнулся с нечеловечески трудной работой бурлаков, которые на себе, волоком, держась за крепкие лямки, тащили баржи против течения. Некрасов был, пожалуй, единственным поэтом, кто рассказал о тяжести подневольного труда так, как это сделал бы сам народ.
Отец Некрасова всегда желал, чтобы его сын наследовал его звание и поступил в военную службу. Николай отказался и начал готовиться в университет, за что был лишен отцом денежных средств.
1838 – 1841 гг. – это годы лихорадочного труда, безостановочной работы. Некрасов тяжелым трудом зарабатывал себе гроши на полуголодное существование.
“Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день”. (Н.А.Некрасов).
Николай Алексеевич терпел лишения для того, чтобы учиться и заниматься своим любимым делом – литературой. Конечно, это отразилось и в его творчестве.Послушаем стихотворение “Школьник”.
IV.Выразительное чтение стихотворения «Школьник» учителем
V.Словарная работа
Котомка- (устар.) – сумка, носимая за плечами
VI. Анализ стихотворения «Школьник»
1) История создания стихотворения «Школьник». Одного из голодных, оборванных школьников поэт встретил однажды на пустынной проезжей дороге и вспомнил при этом Михаила Васильевича Ломоносова, великого «архангельского мужика», который, желая учиться, пришел пешком в Москву из далекой северной деревни. Долго жил впроголодь, бедствовал и все же учился. Прочитал множество книг, изучил физику, химию, металлургию и другие науки, стал знаменитым русским ученым, сделавшим много научных открытий.
2) - Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Каким настроением проникнуто стихотворение?
- О какой дороге идет речь? Кроме прямого значения, каково переносное значение слова «дорога»?
- Обратимся к первой строфе, прочитаем ее:
- Ну, пошел же, ради Бога!
Небо, ельник и песок-
Невеселая дорога…
Эй! Садись ко мне, дружок!
- Каков пейзаж? Какое слово определяет это настроение? Найдите в первой строфе обращение и зачитайте его. Можете ли вы сказать, кто к кому обращается? (возможно, ямщик обращается к своему пассажиру, мальчику).
- Каково отношение ямщика к мальчику? Обратите внимание на суффикс -ок, о чем он говорит?
- От какого лица идет дальнейшее повествование? (от первого - «вижу я в котомке книжку», «знаю…».) Как называется речь одного лица?
- Да, стихотворение представляет собой монолог. Согласны ли вы, что это напутствие мальчику?
- Как вы понимаете лексическое значение слова «напутствие»? (Информация для учителя. Напутствие (книжное). Слова, пожелания отправляющемуся в путь.)
- Найдите напутственные слова, сказанные мальчику («…не робей, не стыдися, не пропадешь, Знай, работай, да не трусь»…) Слова каких частей речи преобладают в напутствии? (Глагола и частицы -не-.)
- Вспомните, каково грамматическое значение глагола? А грамматическое значение отрицательной частицы -не-? (Глагол обозначает действие предмета, поэтому стихотворение динамичное. И герою предстоит много двигаться, работать, чтобы проститься с нуждой. Частица -не- говорит о том, чего школьник не должен делать.)
- Почему он не должен стыдиться:
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славных путь.
- «Славных путь», кто эти славные? Подберите к этому слову однокоренные слова (Информация для учителя. Слава - почетная известность, признание заслуг, таланта).
- Делаем вывод: «славные»- пользующиеся славой, достойные славы, известные люди, прославившие страну.
3) - Анализируем третью и четвертую строфы.
Вижу я в котомке книжку,
Так, учиться ты идешь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош
Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.
- Смысл каких слов вам не понятен? (грош – старинная монета в 2 копейки, позднее равна 0,5 коп., четвертачок равен 25 копейкам.) Кто помог мальчику собраться на учебу? Что можно сказать о материальном положении семьи?
- Далее автор предполагает:
Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?..Ну, что ж!
- Ребята, кого называли «дворовым»? (Информация для учителя. Дворовые, принадлежащие дворне. Дворня при крепостном праве - домашняя прислуга в помещичьем доме.) Отмены крепостного права еще не было(1856г.), но были случаи, когда крепостных отпускали. Таким образом, словосочетание помогло нам определить историческое время.
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и Божьей воле
Стал разумен и велик.
- О ком говорит нам автор в этой строфе, на кого намекает? (М.В.Ломоносов).
- Так от кого же все зависит?
- А каков характер у мальчика? Кто еще может ему помочь?
«Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете-
Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко.
- Как вы понимаете значение слова «поприще»? (Информация для учителя. Поприще (высокое). Область деятельности.)
- Прочитайте признание в любви Родине. За что автор любит Родину? (за то, что много умных и талантливых людей вышли из народа). Называет ли автор точное количество «славных»?
4) Синтаксический уровень. Зачитайте восклицательные предложения. Их в данном тексте восемь. Эти предложения подтверждают оптимизм автора и героя.
VII. Чтение высказываний русских критиков о поэзии Некрасова (стр. 123)
VIII. Знакомство с трехсложными стихотворными размерами : Дактиль, Амфибрахий, анапест (стр. 123-124)
IX. Подведение итогов урока.
Ребята, поэт в небольшом стихотворении нарисовал картину народной жизни. Приметы далекой исторической эпохи, метко схваченные Некрасовым, помогли нам увидеть мужика, услышать живую и выразительную крестьянскую речь, его крестьянские словечки, в которых - тайна, намек. Мы с вами убедились, что будничные слова, исполненные веры, перерастают в гордые, торжественные строки. Вы почувствовали пафос оды и сатиры в завершающих строках стихотворения.
X. Задания на дом:
1. Выучите наизусть последние четыре строки стихотворения.
2. Определите стихотворный размер в следующих отрывках из стихотворения Некрасова (зад. 3 на стр. 124)
XI.Комментирование оценок
Жаңалықтар
Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок»
познакомить с отрывком из поэмы Н. А. Некрасова «Крестьянские дети», расширить знания о жизни детей в прошлом; создать условия для формирования познавательного интереса к литературному чтению, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
В. Путилина «Вишнёвая ветка»
ст. Сулутобе, Шиелийский район Кунарова Лаура Куспангалиевна
Мороз - Красный нос
Уразалиева Гулзинет Қызылорда қаласындағы №9 Н. Ілиясов атындағы мектеп гимназиясының орыс тілі мен әдебиет пәні мұғалімі
Ф.И. Тютчев Есть в осени первоначальной
Акмолинская область, Г. Ерейментау, Основная школа №1 учитель русского языка и литературы Жолдаспаева Гульзия Сабировна
Одиннадцатый подвиг Геракла.
Учитель русского языка и литературы Исаева Наргиз Сафаровна Средняя школа №10, Г. Жезказган, Карагандинская область
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.