Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Лексика. Фразеология

15 қаңтар 2014, Сәрсенбі
Тема: Обобщение по теме «Лексика. Фразеология»
Общая цель: проверить умение учащихся демонстрировать знания по изученной теме,
анализировать, сравнивать и обобщать переносить знания в новую ситуацию.
Ожидаемый результат: Анализируют текст публицистического стиля, осуществляют
ранжирование, конструируют предложения.
Задания: анализ текста, лексическая работа, ранжирование материала, корректирование
предложений, работа со словарями русского языка.
Формы работы: групповая, парная, индивидуальная.
Ресурсы: листы с текстом для анализа, опорная схема, жетоны разных цветов, плакаты с текстом,
карточки для работы, магнитная доска, интерактивная доска.

Ход урока.
I. Орг. момент.(сообщение учителем темы урока, целей урока и ожидаемый результат урока, предварительно класс делится на группы)

II. Игра «Аукцион» (мозговой штурм) ученикам раздаются жетоны за правильный ответ, в конце урока определяются активные ученики по количеству набранных жетонов.
1. Что такое лексика?
2. Как называется наука, изучающая лексику?
3. В языкознании есть два определения у понятия «слово»? Какие?
4. В чем отличие грамматического значения от лексического?
5. Какие слова называют однозначными? Привести примеры
6. На чем строится многозначность слова?
7. С чем тесно связано понятие «переносное значение слова»?
8. Что объединяет синонимы? Привести примеры.
9. Чем различаются, а в чем похожи омонимы? Приведите примеры.
10. Что такое антонимы? Привести примеры.
11. Как пополняется словарный запас языка? Приведите примеры.
12. Какова роль диалектизмов в речи? Зачем они используются в художественной литературе?
Пахнет рыхлыми драченами,
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз…(С. Есенин)
…Мать с ухватками не справится,
Наклоняется низко.
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко…(С. Есенин)
13. Приведите примеры профессионализмов и дайте им определение.
14. Прочитайте текст лирического стихотворения будетлянина В. Хлебникова и определите авторские неологизмы. Встречаем ли мы сейчас авторские неологизмы В. Хлебникова?
Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пузо уложил.
Прибрежных много трав и вер…
Пинь, пинь, пинь,- тарарахнул зинзивер
О, лебедиво!
О, озари!
15. Устаревшие слова? Приведите примеры.
16. Фразеологизмы, афоризмы и крылатые слова?
17. Что помогает пополнить багаж знаний по лексике?

III. Работа по анализу текста.
- Ребята, мы с вами сейчас вспомнили все ключевые понятия по теме «Лексика. Фразеология». На обобщающем занятии мы постараемся анализировать и давать личные суждения о слове.

Отправной точкой пусть послужат слова А. Тарковского:
Слово только оболочка,
Пленка, звук пустой, но в нём
Бьётся розовая точка,
Странным светится огнём…
Каждый из вас стоит на пороге большой жизни, вам важно выбрать верную дорогу, кем быть, каким быть - дадим слово Д. С. Лихачеву.

Каждый человек, кем бы он ни был по специальности, должен обладать культурным кругозором. Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. А для этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками. Читайте художественную литературу и понимайте её, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте мемуары, читайте литературу по искусству, посещайте музеи, путешествуйте со смыслом, будьте душевно богаты.

Задания к тексту:
- Озаглавьте текст.
- Определите стиль текста.
- Какой тип речи использован автором?
- Согласны ли вы с мнением Д. С. Лихачева?
- Что делает человека душевно богатым?
- Объясните значение слов и словосочетаний: интеллигентность, мемуары, беспамятный, культурный кругозор, гуманитарные науки.
- В каком значении употреблены слова чёрствый, глухой, слепой, богатый?

IV. Упражнение «Ранжирование»
- Выберите из текста понятия и расположи их по степени важности для твоего будущего, например: Я выбираю душевное богатство, потому что…
- Выступление учащихся.

V. Упражнение «Поиск соответствий»
- Я рада, что каждый из вас выбрал для себя наиболее значимое, то, что пригодится вам в вашем будущем, лучше быть отзывчивым, а не чёрствым к добру, неравнодушным, чем слепым к красоте, внимательным, нежели глухим к слову…
Сейчас вам на карточках предлагается напротив слов написать определения - это упражнение на внимательность и быстроту.
1 группа: съемка, ручка, телеграмма, телезритель, телевизор, фужер, утомление, съедобный, шезлонг, хохот;
2 группа: сиверко, вестимо, велосипед, трамвай, автобус, пианино, дорога, стол, лист, снегоход, снегирь;
3 группа: кран, лук, перо, город, село, посёлок, неспроста¸ недаром, листья, яблоня, мята, юг, байдарка, май;
4 группа: ротация, литера, матрица, бесконечный, бескрайний, письменный стол, эстамп, акварель, пейзаж, яруга, кочет, бурак.
- Выступление учащихся.

VI. Ролевая игра «Корректор»
- Очень часто мы слышим режущие слух речевые несоответствия, сейчас вам предлагается исправить ошибки в следующих предложениях. (Предложения представлены на интерактивной доске)
А) 1. После теплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли.
2. В конструкции есть свои положительные и отрицательные дефекты.
3. Коля ушиб колено ноги.
4. Путешественники ослабли от недоедания еды.
5. Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
6. Он написал свою автобиографию.

В) Сценка «У врача» (попросить выступить кого – нибудь из ребят)

Ученик: Док, меня никто не понимает!
Врач: А в чем же дело? Чем ты занимаешься?
Ученик: Да вот в школе, железно, всё клёво. Метелки особенно стараются, их училка в пух и прах хвалит, а мне всё не в кайф…
Врач: Так - так…Выписываю тебе рецепт…
Ученик: Будь спок! Всё сделаю! (убегает с рецептом)

- Как вы думаете, что рекомендовал врач?

VII. Упражнения.
- Большую затрудненность в изучении русского языка представляют для иностранца фразеологические единицы. Попробуем стать переводчиком хотя бы для себя. Объясните значение фразеологизмов.
1) «Одним словом»: Набить оскомину, мозолить глаза, побиться об заклад, иметь виды, ящик Пандоры, хранить молчание, рукой подать, сломя голову, кот наплакал, ума палата, задирать нос, пасть духом.
2) «Кто больше?» Записать фразеологизмы со словом язык за 1 - 2 минуты.
3) «Кто быстрее?» дополнить предложения фразеологизмами со словом голова.
Сауле так влюбилась, что…
Он в трудной ситуации никогда не …
Лена - кокетка! Она … Виктору.
Лучше не… и объясни, как все было.
Я знаю, что виновата ты, и и не надо мне…
Я поручаю тебе это дело, но ты не…

VIII. Подведение итогов урока.
- В конце урока прошу вас поделиться своими впечатлениями от сегодняшнего урока.
- Что показалось сегодня трудным? Интересным? Занимательным? Необычным?
- За что вы можете похвалить себя и своих одноклассников?
IX. Домашнее задание: составить упражнения, подобные упражнениям, использованным на уроке
4 003
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
И. Бунин «Лес, точно терем расписной». Ф. Тютчев «Чародейкою»
И. Бунин «Лес, точно терем расписной». Ф. Тютчев «Чародейкою»
Орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Жоланова З. Ж.
Синонимы
Синонимы
Западно - Казахстанская область, Чингирлауский район, СОШ имени А. Тихоненко учитель русского языка и литературы Назарова Амина Есенгельдиевна
Алдар - Косе и Хвастливый бай
Алдар - Косе и Хвастливый бай
Шығыс Қазақстан облысы, Тарбағатай ауданы, Қарасу ауылының В. П. Чкалов атындағы орта мектебінің орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Тулеубаева Нагимаш Сайлаухановна
Личные местоимения
Личные местоимения
Г. С. Таженова, учитель русского языка литературы Есенсайской средней общеобразовательной школы Акжаикского района Западно - Казахстанской области
Бессоюзное сложное предложение. Типы БСП
Бессоюзное сложное предложение. Типы БСП
Жалмухамбетова Венера Хайдаровна – учитель русского языка и литературы средней школы №3, города Атырау
Урок обобщающего контроля по теме «Сложноподчиненные предложения»
Урок обобщающего контроля по теме «Сложноподчиненные предложения»
Жакашева Улбал Бейсенбаевна Алматы облысы, Райымбек ауданы, Жалаңаш селосы, Жамал Ермегияев атындағы орта мектеп орыс тілі пәні мұғалімі тәрбие ісі жөніндегі орынбасары
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×