Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Урок русской литературы "Рассказ И.С.Тургенева "Муму""

30 қаңтар 2015, Жұма
Урок русской литературы "Рассказ И. С. Тургенева "Муму""
предназначен для 8 класса казахской школы.
Разработка построена на технологии "Критическое Мышление"

Тема урока: Рассказ И. С. Тургенева «Муму».
Цели урока:
1. познакомить учащихся с рассказом И. С. Тургенева «Муму», уметь составлять кластер, синквейн;
2. развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, критическое мышление;
3. воспитывать у учащихся доброту, уважение, толерантность.
Методические приемы:
• «чтение с остановками»,
• кластер,
• синквейн,
• светофор.
Дидактическое обеспечение урока:
• портрет И. С. Тургенева,
• иллюстрации - слайды к рассказу «Муму»,
• интерактивная доска,
• сигнальные карточки,
• плакаты, стикеры, маркеры.
Межпредметная связь: история, музыка.

Ход урока:
1. Организационный момент.
Объявление темы и цели урока.
2. Физминутка «Все на свете нужны», затем деление на группы по цвету карточки.

3. Опрос домашнего задания.
Цифровой диктант по автобиографии И. С. Тургенева.
Если предложение верное, то ставите цифру 1, если нет – 0.
1) И. С. Тургенев – великий русский писатель XIX века.
2) Годы жизни Ивана Сергеевича Тургенева: 1818 - 1883.
3) Родился в г. Москве.
4) Отец умер рано.
5) Мать Варвара Петровна была властной помещицей - крепостницей.
6) И. С. Тургенев учился в частных пансионах, а затем дома, под руководством лучших учителей.
7) Закончил философский факультет Петербургского университета.
8) Начало литературной деятельности приходится на студенческие годы.
9) Работал в журнале «Современник».
10) Автор стихотворения «Волчата».
Код цифрового диктанта: 110 111 110.

4. Эпиграф к новой теме.
Когда бы стала доброта людская
Водою родниковой, то всегда
На всей земле от края и до края
Журчала бы прозрачная вода.
Расул Гамзатов

5. Составление кластера индивидуально, затем обсуждение в группе.

6. Слово учителя.
И. С. Тургенев пишет рассказ «Муму», основой содержания которого послужила действительная история крепостного крестьянина матери Тургенева, немого дворового Андрея. В образе помещицы нашли свое отражение некоторые черты матери писателя.
Расскажите, что вы знаете о крепостном праве?

7. Перевод слов с казахского на русский язык, пользуясь словарем.
Сақау – немой.
Құл – невольник, слуга, челядь, холоп, верноподданный.
Байғұс - бедняга.
Қашу – бегство.
Қамзол – кафтан.
Жалғыздық – одиночество.
Жалғыз өмір сұру – бобыль.
Үйшік – домик, каморка, маленькая комната.

8. Чтение с остановками.
Учитель читает текст, всего 5 остановок, в конце учащиеся делают вывод. После прочтения отрывка учителем, они пишут свое предположение о том, что же было дальше (2 - 3 предложения), затем каждый читает то, что написал, тем самым развивается у учащихся речь, критическое и логическое мышление. (Стратегия светофор. Ответ по сигнальным карточкам. Если ученик готов ответить поднимает зеленую карточку, если в процессе работы – желтую, если не готов, то красную.)

9. Вопросы – ответы.
Почему рассказ называется «Муму»?
Кто главный герой рассказа И. С. Тургенева?
Почему автор называет Герасима богатырем? Опишите его портрет и жилище.
Кто нравился Герасиму и почему? Расскажите о разочарованиях Герасима.
Какое горе случилось с главным героем?
Почему он (Герасим) покидает эти места?
Какой мы можем сделать вывод, опираясь на кластер? Чему учит нас произведение И. С. Тургенева? Почему именно этот эпиграф звучал в начале урока?

10. Словарная работа.
На слайде даны слова из текста, при необходимости учащиеся пользуются словарями.
Задание: провести стрелку к словам, к которым соответствует данное лексическое значение.
Челядь – одежда мужчин
Барыня - бедная, живущая из милости у богатых
Приживалка - слуга, работник
Кафтан – госпожа
Бобыль - одинокий человек

11. Составление синквейна.
Муму - 1 группа, Герасим – 2 группа, барыня – 3 группа.
Синквейн (бес жолды өлең). На слайде изображена схема синквейна.
1) Имя существительное (1 зат есім)
2) 2 прилагательных (2 сын есім)
3) 3 глагола (3 етістік)
4) Предложение из 4 слов, выражающее основную мысль (4 сөзден тұратын сөйлем)
5) Синоним.

12. Слово учителя.
В «Муму» Тургенев глубоко правдиво передал горестные переживания немого богатыря Герасима, которого никто не понимал и которого барский каприз лишил единственного друга в жизни – привязавшейся к нему собачки, которую он любил своим большим и чутким сердцем.
13. «Солнце толерантности»
Работа с интерактивной доской.
14. Прослушивание и просмотр песни «Ребята и зверята».
15. Домашнее задание: Минисочинение «Мое впечатление после прочитанного».
16. Оценивание себя на сигнальной карточке и соответствие оценки.
17. Рефлексия. Вывод.
Чему учит это произведение? Актуально ли оно? Что нового узнали? Комфортно ли было вам на уроке?
2 652
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Н.В.Гоголь Повесть "Тарас Бульба"
Н.В.Гоголь Повесть "Тарас Бульба"
Урок русской литературы на тему: "Н. В. Гоголь Повесть "Тарас Бульба"
Тургенев Иван Сергеевич "Восточная легенда"
Тургенев Иван Сергеевич "Восточная легенда"
Тема: И.С.Тургенев "Восточная легенда" Урок построен по технологии "Критическое Мышление"
Басня С.Михалкова «Муха и пчела»
Басня С.Михалкова «Муха и пчела»
Теректинская средняя школа №1 Курчумского района Восточно - Казахстанской области учитель русского языка и литературы, Уркунева Рената Турсынхановна
Антуан де Сент - Экзюпери "Маленький принц"
Антуан де Сент - Экзюпери "Маленький принц"
Западно - Казахстанский область, Теректинский район, Подстёпновская казахская средняя образовательная школа учитель русского языка и литературы Тлегенова Макпал Сагидоллиевна
С. Есенин "Береза"
С. Есенин "Береза"
Ақтөбе облысы, Шалқар ауданы, ГКС - 12 орта мектебінің орыс тілі және әдебиеті пәні мұғалімі Абдуллина Нуршат Қылышбекқызы
Стрекоза и Муравей
Стрекоза и Муравей
Кызылординская область, Жанакорганский район, село Бесарык, средняя школа №54 имени Ж. Кыдырова Учитель русского языка и литературы Асем Рзаева
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×