Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47

Рассказ А. П. Чехова «Хамелеон»

29 сәуір 2016, Жұма
Класс 9
Русская литература

Тема: Рассказ А. П. Чехова «Хамелеон»
Цели: показать художественное своеобразие произведения А. П. Чехова «Хамелеон»; расширить понятие «сатира» и «юмор», показать значение художественных деталей в сатирическом произведении.
Формирование нравственной позиции учащихся.
Оборудование: портрет А. Чехова, презентация, иллюстрации к произведению.
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: устный журнал.
Методы: репродуктивный, частично - поисковый, наглядно - иллюстративный, элементы исследовательского метода.
Термины и понятия: псевдоним, хамелеонство.

Страницы журнала.
Обложка «Слово об Антоне Павловиче Чехове»;
Первая страница «Разгадаем кроссворд»;
Вторая страница «Смысл названия рассказа. Осмеяние трусости и угодничества»;
Третья страница «Главный герой произведения»;
Четвертая страница «Мастерство Чехова - художника»;
Пятая страница «Толстые и тонкие вопросы»;
Шестая страница «Итоги урока»

Ход урока: І. Орг. момент. Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.
«.. Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни.....» (М. Горький)
Этот эпиграф настолько точно отражает особенности творчества А. П. Чехова.

IІ. Вступительное слово учителя:
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством А. П. Чехова, с его юмористическими рассказами посредством устного журнала. На уроке мы проанализируем рассказ “Хамелеон”, выведем понятие “хамелеонства” и выясним при помощи каких средств писатель заставляет нас смеяться над рассказом, т. е. проанализируем средства создания комического.
– Чехов всегда стремился и себя, и мир вокруг сделать лучше, добрее, нравственнее. Эти слова можно считать и убеждением самого А. П. Чехова. А повлиять на людей, их поведение, сознание он мог только через творчество. Произведений у Чехова много! Мы знаем лишь некоторые из них. Да и о личности писателя знаем мало.
Обложка нашего журнала познакомит нас с биографией писателя.
Слайдовая презентация биографии А. П. Чехова. Сообщения учеников.
Чехов занял достойную позицию: он открыто заявлял о своей ненависти ко лжи, трусости, подхалимству во всех видах. Этой же цели служили его книги. В них он осудил общественные пороки своего времени. Об этом же и его рассказ «Хамелеон», написанный им в 1884 году и подписанный псев - донимом «Антоша Чехонте». Рассказ вы прочитали дома. Вспомнить его содержание нам помогут литературные герои.

І страница журнала «Кроссворд». Прослушивание записи. Театральная инсценировка эпизода. Отгадывание кроссворда.

II страница журнала «Смысл названия рассказа. Осмеяние трусости и угодничества»
Чехов стал творцом нового вида литературы — маленького рассказа, вбира - ющего в себя и повесть, и роман. Его стиль: «Писать талантливо, то есть ко - ротко», «Умею коротко говорить о длинных вещах».
Вспомним, что такое композиция и композиционные элементы.
Композиция. – Придумайте пять предложений, чтобы передать ход событий, употребив глаголы в настоящем времени:
1) Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов.
2) Он слышит визг собаки.
3) Он видит мастера Хрюкина, которого собака укусила за палец.
4) Очумелов долго выясняет, кому принадлежит собака.
5) Узнав, что хозяин собаки – брат генерала, он продолжает свой путь по базарной площади.
– Этот план помогает понять композицию рассказа, т. е. его построение. Вспомните элементы композиции. 1 предложение - экспозиция;
2 - 3 предложение – завязка действия;
4 предложение – развитие действия;
5 предложение – развязка.

ІІІ страница журнала «Главный герой произведения»
– Почему вы считаете Очумелова главным героем произведения? Как он себя ведёт? (Очумелов боится попасть впросак, его мнение быстро меняется, оно зависит от реплик толпы). Колоритна его речь: грубая и косноязычная. Тон, лексика, стиль речи создают устрашающий эффект: его фразы короткие, отрывистые, с повелительной интонацией и грубой лексикой.

Приём «Рыбий скелет»
Графически покажем, как меняется мнение Очумелова и тон его речи. Положительная реакция – стрелка вверх, желание уничтожить собаку – стрелка вниз. «Черт знает что! Ни шерсти, ни вида – подлость одна только» и т. д.
«Собака - нежная тварь» и т. д.
Вывод учителя: Эта схема наглядно показывает, как за несколько минут Очумелов шесть раз изменил своё мнение. Он то угодник, то хам, то поли - цейский надзиратель, то маленький человек, который боится не угодить начальству.
– Как одним словом можно назвать такого человека? (Лицемер, двуличный человек).
– А как называет его автор? (Хамелеон). Что это за животное? Хамелеон – ящерица, меняющая свой цвет в зависимости от обстановки. Подбирая название рассказу Чехов выбрал второе значение этого слова, переносное: «Беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки». Таков Очумелов. Отсюда и название рассказа, которое писатель подобрал невероятно точно. Как оценивает автор поведение Очумелова? (Высмеивает)

ІҮ страница журнала. Мастерство Чехова - художника
Изображая и высмеивая героя, Чехов использует символы. Шинель – символ власти, узелок в руке - символ корыстолюбия. Смех бывает разный: дружелюбный, незлобный, гневный, обличающий. Автор использут как раз обличающий смех. К каким приёмам прибегает автор, чтобы вызвать смех? Говорящие фамилии. Хрюкин - фамилия восходит к прозвищу Хрюка, связанному с названием домашнего животного. То есть человек был чем – то похож на это животное - внешностью или поведением. Очумелов – от очуметь. Очуметь – потерять способность соображать, ясно воспринимать окружающее; одуреть. Даже деталь(палец) – играет свою роль: палец вверх – победа, палец вниз – поражение.

V страница. Приём “Толстые и тонкие вопросы”.
Что высмеивает А. П. Чехов в рассказе? ( Отрицательные качества человека и явления общественной жизни: заискивание, чинопочитание, беспринцип - ность, грубость…)
Кто в рассказе является носителем этих качеств? (Очумелов, Хрюкин, толпа)
Что обличает А. П. Чехов в рассказе “Хамелеон”? В чём заключается идея рассказа? (Он обличает российскую действительность, власть, которой выгодно, чтобы люди были хамелеонами.)

ҮІ страница. Итоги урока.
– Есть ли в современном обществе подобные пороки?
- Над чем заставил вас задуматься наш урок?
Мы познакомились с прекрасным рассказом А. П. Чехова. Несмотря на то, что он очень короткий, его содержание никого не оставило равнодушным. В своём рассказе Чехов высмеял особое поведение человека - хамелеонство, т. е. приспособление к окружающей обстановке. Такое поведение, как считал писатель, - результат общественных условий, когда человек боится быть самим собой, становится лакеем, угодником, подхалимом. Чехову два «порока души» казались особенно мерзкими: надругательство над слабыми и самоунижение перед сильными. Эти пороки приводят к хамелеонству. К сожалению, это свойственно не только литературным героям, но и реальным людям. А как вы считаете, чем привлекателен рассказ нам, живущим в совре - менном мире?
Вы встречались с хамелеонством в своей жизни?
Рефлексия. Ребята, спасибо вам за урок, за вашу хорошую самостоятельную работу, за ваши умные размышления. Понравился ли вам урок? Чем запомнился?

VІІ. Оценивание.
ҮІІІ. Домашнее задание: подготовить сообщение по рассказу. Нарисовать иллюстрацию к любому эпизоду.

Атырау облысы, Мақат ауданы,
Доссор кенті, Абай атындағы орта мектеп
Орыс тілі және орыс әдебиеті пәнінің мұғалімі
Сүлейменова Гульсим Жардемгалиевна

Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.

Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.
2 007
1
2 дауыс
Оқи отырыңыз
А. С. Пушкин Стихотворение. Уж небо осенью дышало…
А. С. Пушкин Стихотворение. Уж небо осенью дышало…
расширить знания учащихся по творчеству А. С. Пушкина, ознакомить со стихотворением «Осень»;
Наречие как часть речи
Наречие как часть речи
формирование у учащихся общего представления о наречии как часть речи путем организации исследовательской деятельности учащихся.
Личные окончания глаголов настоящего времени
Личные окончания глаголов настоящего времени
Образовательные: практически усвоить личные окончания глаголов; ввести в активный словарный запас учащихся слов – нельзя, можно, профессия;
Антонимы
Антонимы
Кызылординская область, Шиелийский район, село Байгекум, средней школы № 251 имени М. Ауэзова учительница русского языка и литературы Калжанова Сабира Сарсенбаевна
Обособленные обстоятельства
Обособленные обстоятельства
КГУ «Основная средняя школа села Тасарал» Кафедра общественно - гуманитарных предметов Балтышева Галия Арыновна учитель русского языка и литературы
Пікірлер (1)
Ақпарат
Қонақ,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Ағис
Ағис Қонақ 5 мам 2016 21:40
0
Гүлсім,сенің сабағың өте керемет.Сен әркез сабақты қызықты,тартымды,шынайы етіп өткізесің.Жеңіс тілеймін.